сегодня: 21 апреля, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 212 от 01 декабря 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Прикосновение к совершенству

Прикосновение к совершенству
01.12.2010 , № 212 от 01 декабря 2010 г.

С триумфом проходит по Украине гастрольный тур легендарного ансамбля имени Игоря Моисеева. Российские виртуозы танца уже выступили в Киеве, Одессе и Запорожье. В начале декабря концерты прославленного коллектива состоятся в Днепропетровске (1-2), Донецке (4-5), Харькове (7). Этот сезон ансамбля, 74-й по счету, посвящен 105-летию со дня рождения основателя коллектива и его бессменного руководителя на протяжении 70 лет.

Дома!


ПОСЛЕДНИЙ раз вместе со своим коллективом Игорь Моисеев приезжал в Киев в 1999 году после 30-летнего перерыва на Дни культуры Российской Федерации в Украине. “Я приехал домой! — сказал тогда хореограф. — Наша разлука была долгой — почти тридцать лет! Почему? Трудно сказать, не звали выступать нас. Зато нынче я счастлив!”

— Украинские гастроли коллектива, посвященные юбилею основателя, — это посещение его родины, — рассказывает директор ансамбля имени Моисеева Елена Щербакова. — Игорь Александрович, проживший 101 год, родился в Киеве в 1906-м в семье обедневшего дворянина. Детство провел в Полтаве. Его тетушки были сельскими учительницами, и он любил рассказывать, как с ними ездил по хуторам, где видел потрясающие ярмарки, гулянья, танцы, слышал песни — все это повлияло на создание его произведений на украинскую тему, ставших мировой классикой. Прежде всего это — моисеевский гопак, известный во всем мире.

В 1937 году молодой хореограф Большого театра Игорь Моисеев из сотни танцоров отобрал для своей первой труппы 35 артистов, по большей части танцоров-любителей. Они не были профессионалами, но у них был талант и огромное желание танцевать. Так родился первый в мире ансамбль народного танца.

Способность Моисеева проникать в суть танцев народов мира поражает. Интересно, что не раз Игорь Александрович поражался даже сам себе. Например, в 50-х годах он приехал в Белоруссию и с удивлением обнаружил, что повсюду танцуют “Бульбу”, которую он лет за 15 до того поставил на понравившуюся ему одноименную народную песню. Когда спросил исполнителей, что это за танец, те ответили: это же наша народная пляска, она у нас всегда была.

В биографии ансамбля много ярких страниц. Одна из них — военная. В войну ансамбль дал сотни фронтовых концертов. На одном из танков Красной Армии, построенном на деньги моисеевцев, было выведено “Ансамбль Моисеева”.

Репетиция

СТИЛЬ ансамбля — народная традиция, обогащенная классической школой. В составе труппы 85 высокопрофессиональных танцовщиков-актеров, способных в считанные минуты предстать перед зрителем в самобытных народных образах. Каждый танец — как отшлифованный до невероятного блеска бриллиант.

Журналистам “РГ” посчастливилось наблюдать репетицию ансамбля перед первым концертом в Киеве. Репетиция проходит спокойно. Танец за танцем прогоняется вся программа. Время от времени слышим замечания и немногосложные установки, не совсем понятные постороннему наблюдателю-дилетанту — общение идет на субъязыке: Оля, сядь; руки опаздывают; собери спину; ушки по первому плану; еще больше посмотри на него; левая нога не идет. И уж совсем непонятно, когда хореограф останавливает, кажется, идеально исполняющийся танец и выражает недовольство: что с тобой? сначала понесло туда, потом сюда!

В продолжение всей репетиции испытываешь восторг от профессионализма исполнителей. Кажется, то, что они делают, — на пределе человеческих возможностей.

Головокружительное мастерство проявляется в каждом танце, но особенно в динамичных — “Жоке”, “Сиртаки”, “Яблочке”. Дух захватывает от темпа и совершенства, когда, например, на сцену со скоростью спущенной с тетивы стрелы вылетает заслуженный артист России Константин Костылев. Плотный, небольшого роста, он скачет по сцене, как резиновый мячик.

Особенно впечатляют фрагменты, когда танцоры выстраиваются в одну линию. Слаженность, синхронность движений, до градуса выверенный угол наклона корпуса и лица, лучащиеся улыбки при огромном, но совершенно незаметном физическом напряжении. “Ученые, должно быть, кормят их особой пищей, которая дает им сверхчеловеческую силу”, — писала New York Post во время американских гастролей ансамбля.

— После ухода Игоря Александровича ничего не изменилось, — рассказал мне хорошо знавший Моисеева народный артист Украины Григорий Чапкис. — Сохранился репертуар. Все та же высочайшая техника, высочайшая культура исполнения и физическая подготовка. Это колоссальный труд. Посудите сами: сегодня они до начала концерта работали около трех часов. Двухчасовой перерыв — и опять на сцену. И так почти каждый гастрольный день! У ансамбля совершенно потрясающая студия. Они не берут танцоров со стороны, воспитывают их с детства. Поэтому существует понятие “школа Моисеева”. Вклад Моисеева в многонациональное советское искусство огромен. Подобные коллективы были созданы во всех республиках. Ансамбль Вирского тоже равнялся на Моисеева.

Во время небольшого перерыва беседую с обаятельной солисткой ансамбля Натальей Матус-Марчук, воспитанницей студии Моисеева.

— Мне повезло, — рассказывает Наталья, — 10 лет посчастливилось проработать с Игорем Александровичем. Он разработал свою методику, свою моисеевскую исполнительскую культуру. Сегодня танцует уже седьмое поколение моисеевцев. Главная наша задача — сохранить все, что поставил великий хореограф. И передать это молодому поколению.

Фото Александра БУРКОВСКОГО.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.