сегодня: 23 января, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 211 от 30 ноября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Гимн созиданию

Гимн созиданию
30.11.2010 , № 211 от 30 ноября 2010 г.

Столичная галерея “Дукат” решилась на смелый и неожиданный по нынешним временам проект. Здесь проходит выставка советской живописи и графики “Так закалялась сталь”, посвященная теме труда и созидания.

В ЦЕНТРЕ экспозиции монументальное, исполненное романтики и экспрессии полотно Георгия Павлюка “Металл”, изображающее соединившихся в едином трудовом порыве двух сталеваров. “Гвозди бы делать из этих людей!” Ведь они сами как металл. Картина дышит музыкой забытого ныне “Марша энтузиастов”:

Нам ли стоять на месте!

В своих дерзаниях всегда мы правы.

Труд наш есть дело чести,

Есть дело доблести и подвиг славы.

К станку ли ты склоняешься,

В скалу ли ты врубаешься, -

Мечта прекрасная, еще неясная,

Уже зовет тебя вперед.

Большинство произведений экспозиции создано в 60-70-е годы, когда вся страна напоминала огромную строительную площадку, а рабочие будни были буднями великих строек, грандиозного по размаху созидания. Жанр индустриального пейзажа представлен картинами “Криворожсталь” Григория Рубана, “Строительство кислородно-конвертерного цеха” Николая Неклюенко, “Одесский порт” Аркадия Самбура, “Домны. Кривой Рог” Александра Костенко, “Вид на Днепрогэс” Евгения Чуйкова, а также работами, посвященными “Запорожстали”, “Азовстали” и другим промышленным объектам. Поражает масштабность изображенного на этих полотнах.

— Тема труда присутствовала в живописи с незапамятных времен, — рассказывает куратор проекта Леонид Комский. — Достаточно вспомнить описание щита Гектора в античном эпосе Гомера, где, кроме прочего, присутствуют сюжеты трудовых будней виноградарей, пахарей. Однако в начале ХХ века и в последующие годы эта тема обрела новое дыхание, особенно в советской живописи. Появилось понятие “индустриальный пейзаж”, а человек труда стал одним из главных персонажей во многих искусствах, в том числе и в живописи. И неудивительно, ведь именно в это время ковалась промышленная мощь страны, возводились великие индустриальные гиганты, гидроэлектростанции, железные дороги, нефте- и газопроводы. Не секрет, что этому способствовала и политика партии в области искусства. Художники выезжали на стройки, гостили в трудовых коллективах и черпали в этих поездках неподдельное вдохновение (помните, у Пастернака: “когда строку диктует чувство”?) и творили эту красоту.

— Но ведь многие считают, что творческие командировки по заданию Союза художников были напрасно потраченным временем, отвлекали от сокровенных замыслов на вечные темы, — провоцирую Леонида, вполне, впрочем, разделяя его мнение.

— А разве труд — не вечная тема? Конечно, социальный заказ присутствовал, и, наверное, большинство из этих работ были выполнены как социальный тематический заказ. Но настоящий художник всегда остается настоящим художником. Не нужно забывать, что это сделано представителями мощнейшей советской школы живописи. Потому и сумели они так мощно, прошу прощения за тавтологию, передать индустриальную мощь страны. Согласитесь, это силища, поэзия и красота.

Согласен. Обидно только, что соавторы такой красоты (я имею в виду тех, кто возводил промышленные гиганты) не подозревали, что попадет многое из ими созданного в частные и не всегда чистые руки.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.