сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 104 от 25 июля 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / «Златоглазки мечтают об острове смеха...»

25.07.2006 , № 104 от 25 июля 2006 г.

“Все мы родом из детства”, – даже иваны, не помнящие родства. Оттуда же родом и Иванна Ивановна, иногда В.В., и Всеваныч... “Позвольте, – удивится читатель, – а это кто же такие?!” Для того чтобы познакомиться с ними, надо раскрыть “Весть о феечке” Оксаны Танюк. А раскрыв эту занимательную книжицу, вы, ручаюсь, ее уже не закроете и дочитаете все до конца. И может быть, потом начнете читать сначала. Поскольку здесь есть над чем поразмышлять. В наше довольно-таки суетное время, когда все куда-то бегут на месте, как в “Вампукке”, ничего не успевают и задумываться чаще всего не склонны, такой небольшой камешек интеллектуального преткновения очень даже кстати.

 

Итак, Всеваныч – Всеволод Иванович, если без фамильярности. Ученый, обладатель уникальной коллекции насекомых, всецело погруженный в свои колбочки, баночки и микроскопы. ВанВанна – его жена, проводящая свою жизнь “в основном на кухне и в вочании”. Всеваныч мечтает о том, чтобы открыть не известный науке вид бабочки и получить – да-да – Нобелевскую премию в отдаленном будущем. ВанВанна мечтает в основном о том, чтобы муж как можно больше зарабатывал уже сейчас, и чтобы их не очень-то удачливая дочь Ульяна нашла, наконец, свое женское счастье. Но вот о том, чтобы в их комфортной профессорской квартире появилась... феечка, ни Всеваныч, ни ВанВанна, понятное дело, и мечтать не могли! А она появилась. Свалилась буквально с неба и просочилась накануне зимы в одну из незаклееных оконных щелей! Никакого вам вида на регистрацию и вообще никакого вида, т.к. это очаровательное создание родом с острова ФееРио было практически невидимо. Но при особых обстоятельствах могло и проявиться, хотя это для феечек чревато.

 

И все-таки, попав в профессорскую квартиру, в чужой, незнакомый мир, огромный и пугающий,  она рискнула проявиться. Конечно, не сразу, конечно, осторожно... Сначала она хотела познакомиться поближе с В.В. – этой “большой женщиной”, похожей “на пышный раскидистый кустарник с толстыми травянистыми побегами. Феечка видела такие кустарники у себя на ФееРио. Они притворяются гнездами и заманивают птиц, обещая им надежность и комфорт, но как только наивная пичужка поверит обещаниям, гнездо захлопывается”. Вот-вот! Бедный Всеваныч!.. Комфорт-то он получил, но впридачу еще и мины, взрывающиеся упреками при очередном скандале!

 

Нет уж, Феечка предпочла найти себе убежище в заросшем волосами ухе В.И., которое представлялось ей волшебной пещерой, куда можно приносить и складывать свои сокровища... Она беспрепятственно и незаметно, впрочем, проникала не только в ухо, но и в сны В.И. В одном из них она увидела его сначала трехлетним ребенком, Севой, умеющим летать (золотисто-жемчужный мотылек научил), а потом... уже не мальчик, а Всеволод Иванович, “стремительно теряя высоту, оказывается в очень загадочном месте, где в стеклянных гробницах и саркофагах спят вечным сном волшебные красавицы-иллюзии, наколотые на жесткий каркас реальности... Массовые захоронения пленных душ...”

 

После этого сна-ужастика у Феечки и зародилось крамольное желание – снова научить Всеваныча быть счастливым. Хотя феечкам вообще-то строжайше запрещено вмешиваться в человеческие сны, особенно “до совершеннолетия” (виртуозного умения летать). Но... уж очень глубокие чувства вызвал в ней этот чудаковатый профессор, которому в школе, очевидно, предмета счастья не преподавали.

 

Да ему ли одному?! Не ведали этого предмета ни “большая женщина” В.В., ни незадачливая Ульяна, и уж тем паче никто из пестрых обитателей ближайшего пивного погребка: ни поэт Бахус, типичный представитель богемы, пишущий на салфетках, ни все эти “невостребованные интеллекты и дамочки с легкой репутацией, не отяжеленной никакими принципами”.

 

И все они тем не менее – не забудьте – “родом из детства”. Не потому ли в книге О.Танюк такой вроде бы изобретательно-фантастической, веселой, игровой, под радужным флером сказки нет-нет да прорывается глубокая, щемящая грусть? “Массовое захоронение пленных душ”... А “Мертвые души” Гоголя не вспомнятся ли вам при чтении этой сказочки?.. Мне вот вспомнились!.. И почему все эти хитиновые пустые оболочки насекомых наводят на мысли о тех, кто, возможно, и был рожден “для счастья, как птица для полета”, но стал, однако, “прорехой на человечестве”?

 

Патологическая наша нормальность, конечно же, не подходящая для феечек среда обитания. Если бы феечка знала, что были среди людей великие утописты, считающие, что рецепт всечеловеческого счастья у них в кармане, но обнаруживающие затем в своем кармане только астральную дыру, то она бы, возможно, призадумалась, хотя грустные мысли феечкам вредны. Но она изучала “как мы уже знаем, на своем чудном острове совсем другие предметы. И потому рискнула, проявилась, пошла на прямой контакт с В.И. Но из этой затеи сделать счастливым хотя бы одного человека, если уж не все человечество, увы, тоже ничего не вышло. Ну не растут апельсины на верблюжьих колючках, и все тут!

 

Такова сюжетная канва. Пересказывать все происходящее в этом фантастическом детективе подробно нет необходимости. Зачем же рассказывать человеку, идущему в кино, что он увидит в фильме? Тогда и смотреть будет неинтересно! Читайте “Весть о феечке” сами!

 

 И не только читайте – рассматривайте, влюбляйтесь в изумительные рисунки двух прекрасных художников – Ирины Тарнавской и Святослава Каштелянчука, которые отдали Феечке не только свою любовь, но и цвет, линию, движение.

 

А я хотела бы еще чуть-чуть остановиться не на том, о чем эта книга, а на том, как она написана. В этом-то, по сути, и все дело. Идея без достойного художественного воплощения – это голый ствол, без веток, цветов и листьев, грубо говоря, телеграфный столб.

 

Книга О.Танюк написана с филологическим блеском. Помнится, все мы в студенчестве очаровывались “глокой куздрой”, которая вот уже сколько десятилетий “бокрячит бокренка”... Таких слов ни в одном словаре нет, а все понятно! В этом-то и прелесть интеллектуальной игры. Слова у О.Танюк, подобно солнечным зайчикам, переливаются, вспыхивают всеми оттенками смысла. Сближение далеких, казалось бы, понятий, реализация метафоры, идиома, вывернутая, как чулок, наизнанку, пародийность, каламбур, пародокс, забавные неологизмы, вроде “Абримуса Аспиримуса”, занятные образословно кастрюльки с двойным дном, в которых варится яйцо, а с него, как известно, все началось и т.д. и т.п. Все это “не угнетительно, а ангелительно!” Думается, чуткий читатель оценит богатство воображения, культурную оснащенность, аналитическую подкладку сказочной мантии, которую легко и грациозно примеряет в своей “Вести о феечке” Оксана Танюк. Что ж, это доб­рая “весть”!

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.