сегодня: 18 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 196 от 03 ноября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ДИСКУССИЯ / Как в Украине победить бедность?

03.11.2010 , № 196 от 03 ноября 2010 г.

НЫНЕШНЯЯ ВЛАСТЬ, как и предыдущая, обещает победить бедность. Задача, конечно, привлекательная, но не превратилась бы она в очередное сотрясание воздуха. А опасность этого есть, ибо пути решения одни и те же — модернизация экономики, инновационные реформы и борьба с коррупцией.

Как пример приводятся страны, где разрыв между доходами бедных и богатых резко сократился. Соотношение доходов 10 процентов самых богатых граждан к доходам 10 процентов бедных в Германии составляет 7,5, в Чехии — 5,2, в Японии — 4,5. В Украине — 45. А годовой доход 10 богатых людей Украины приближаются к годовому доходу бюджета страны.

Но внедрить зарубежный опыт не так просто. Украина вместе с Молдовой и Албанией относится к тройке самых бедных стран Европы и по степени привлекательности инвестиций находится в последней десятке стран мира.

Да и само украинское общество расколото на отдельные кланы. Институты государственного управления разрушены. В таких условиях роль государства должна усилиться не только в плане защиты интересов во внешней, но и во внутренней политике. Поэтому сейчас укрепление государственных институтов власти имеет первостепенное значение.

Укрепив эти институты, правительство должно разработать и представить обществу 5-7 национальных проектов развития, призванных стать локомотивом для всей экономики страны. Учитывая наличие в Украине плодородных земель и спрос на сельскохозяйственную продукцию на мировых рынках, национальный проект должен предусмотреть развитие сельского хозяйства. Кроме того, должны быть национальные проекты относительно образования, здравоохранения и других общественных сфер.

При этом следует руководствоваться экономическими законами развития. Ибо если в проектах не будет предусмотрено повышение производительности труда, роста экономики не будет. Ныне производительность труда в Украине в 4-6 раз ниже, чем в странах Европы. Главная причина — износ основных фондов на 75–85 процентов. Государство должно стимулировать ввоз высокотехнологичного оборудования, которое не производится в нашей стране, путем отмены или снижения ввозной пошлины на него. Необходимо формировать благоприятный инвестиционный климат, снизив налоги, удешевив кредиты и повысив стимулирующую роль заработной платы.

Собственники предприятий в погоне за сверхприбылью забыли экономический закон, согласно которому дешевые трудовые ресурсы являются тормозом научно-технического прогресса. Этот фактор стал основной причиной того, что тысячи лучших ученых, крупных специалистов покинули нашу страну, найдя применение своему таланту в других государствах. А за годы независимости власть, фрмировавшая экономическую политику, навязала народу миф, что рост зарплаты ведет к росту цен. Действительно, рост заработной платы ведет к росту цен, если не растет производительность труда. То есть рост производительности труда должен опережать рост заработной платы.

Прорыв в экономике возможен только на основе перехода от дешевой рабочей силы к более дорогой. Для этого необходимо научно обосновать и определить реальный прожиточный минимум и повысить минимальную заработную плату до его размера. Те, кто определяет эту норму, обязаны понять, что речь идет о судьбе народа, который вымирает. За 19 лет независимости нас стало на 7 миллионов меньше.

При нынешем росте цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги минимальный размер прожиточного уровня должен составлять 1800 гривен. Только это обеспечит существенный рост средней зарплаты, приведет к повышению платежеспособности, формированию внутреннего рынка. В результате может подняться с колен и экономика.

Согласно логике развития, в дальнейшем необходимо повышать удельный вес заработной платы в себестоимости продукции до 30 процентов, а ВВП до 35 процентов. Это приблизит нас к стандартам стран Запада. Рост заработной платы потянет за собой рост пенсий, и восторжествует справедливость, когда размер пенсии любого человека будет зависеть от его зарплаты, а не от субъективного решения чиновника в виде подачки — добавки к пенсии.

Один из парадоксов нашего бытия состоит в том, что борьба с коррупцией заключается в борьбе за отмену депутатской неприкосновенности. Все говорят, но решиться смелости не хватает. А неприкосновенность, как показала практика, явилась питательной средой для взвращивания коррупции. Что такое коррупция? Не что иное, как использование должностным лицом служебных полномочий и возможностей в целях личной наживы. До тех пор, пока в стране все не будут равны перед законом, а лозунг “вор должен сидеть в тюрьме” не станет реальностью, народ не будет доверять власти.

Важен такой аспект. В национальных проектах правительство должно предусматривать не только меры по созданию льготных условий для модернизации предприятий всех форм собственности, но и обязывать руководителей активно принимать участие в модернизации своих предприятий. Из анализа работы отраслей видно: если хозяйственник, создавший свой бизнес, активно совершенствует производство, внедряя новые технологии, это приводит к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции.

В то же время тот, кто получил огромное производство даром, после приватизации или из соображений политической целесообразности, как подарок за услуги от чиновника, не стремится к модернизации, повышению производительности труда. Выплачивая работникам копеечную зарплату, он получает за счет этого сверхприбыль, которую кладет в свой карман. Он не стремится развивать производство, а хочет быть, так сказать, “прицепным вагоном” у государства. И оно вынуждено тянуть этот вагон, так как если он остановится, то другим не будет прохода.

Чтобы такого не было, правительству необходимо разработать, а депутатам принять Закон “О реприватизации” для тех предприятий, которые нарушают условия, установленные при приватизации. Подобные законы приняты в европейских странах, и власти этих стран активно их используют при решении задачи модернизации предприятий.

Такой закон был разработан мною и рассматривася Верховной Радой в 1997 году, но не получил необходимого количества голосов. Наличие такого закона может быть рычагом, который заставит собственников предприятий не обогащаться, а вкладывать средства в модернизацию, ибо могут потерять все. А терять есть что. Например, при приватизации нефтегазового комплекса Украины он был оценен в 400 раз ниже рыночной стоимости. На тот момент это миллиардные суммы.

Сегодня, когда цены на продукты питания растут, правительство должно проводить государственную политику по сдерживанию роста цен. Цены нужно регулировать, но не вручную, а устанавливать нормы рентабельности на определенный период. Вместе с тем модернизация экономики, инновационные реформы и борьба с коррупцией проводились бы в стране более успешно, если бы нынешняя власть на всех уровнях вела конкретную разъяснительную работу среди населения о принимаемых мерах по стабилизации положения в экономике.

Власть проигрывает на информационном поле. Многие из руководителей оторвались от народа и не всегда владеют информацией об истинном положении в стране. Так будет до тех пор, пока руководители министерств и ведомств не станут посещать предприятия, где не решаются вопросы модернизации, низкая производительность труда и мизерная зарплата.

Пройдитесь по городским рынкам, где крестьяне из близлежащих сел не могут продать свою продукцию, поскольку машины с овощами и фруктами не пропускают в город без взятки, узнайте, какие цены в аптеках. Такие посещения должны стать ежедневной обязанностью, проводиться без охраны и телекамер. По результатам рейдов должны быть приняты конкретные меры. На одном из информационных каналов телевидения и радио должно быть отведено определенное время, где ежедневно давалась бы информация о принятых мерах со стороны органов власти.

Недостатки власти мы должны критиковать для их же устранения, если хотим построить новую страну и побороть бедность.

Очевидно, власть, ставя перед собой задачу побороть бедность в стране, предположила, что народ будет оценивать ее работу не по результатам роста ВВП, а на основе таких критериев, как динамика роста индекса человеческого развития, динамика средней продолжительности жизни, динамика соотношения рождаемости и смертности. Этого можно достичь только тогда, когда от общих расходов государственного бюджета будет выделяться на финансирование сферы образования не менее 10 процентов от ВВП, здравоохранения — на уровне 8 процентов, культуры — 6 процентов и до 6 процентов — из местных бюджетов. Рассказал Александр Кожушко, начальник Донецкой железной дороги в 1981-1994 годах.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.