сегодня: 20 апреля, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 195 от 02 ноября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Неси меня, «Олень»...

Неси меня, «Олень»...
02.11.2010 , № 195 от 02 ноября 2010 г.

В прошедшее воскресенье завершился юбилейный, 40-й, Киевский Международный кинофестиваль “Молодость”.
Размер имеет значение

ПРЕДСТАВЛЯЯ нынешний фестиваль, организаторы умышленно использовали в его логотипе римские цифры XL, давая понять, что кинофорум выходит на новые рубежи. Размер, как говорится, имеет значение. К солидному по человеческим меркам возрасту фестиваль подошел с солидными показателями.

По своему размаху он превзошел все предыдущие.

На первой, продолжавшейся всего два дня “Молодости”, которая состоялась в 1970 году и была скорее смотром-конкурсом, были представлены три десятка фильмов, поставленных студентами Киевского института театрательного искусства. Сегодня на нескольких фестивальных площадках столицы, в том числе в трех залах роскошного кинотеатра “Киев”, были показаны три с половиной сотни картин.

Рекордным был кинофорум и по количеству звездных гостей. Почтили фестиваль своим присутствием Жерар Депардье, Фани Ардан, Софи Марсо, Кристофер Ламбер, Беатрис Роман, Людмила Гурченко, Карен Шахназаров, Владимир Меньшов, Вадим Абдрашитов... Открытие и закрытие фестиваля состоялось в Национальной опере. То есть мероприятие выросло во всех отношениях.

Единственное, что остается студенческим, — фестивальные призы. Я имею в виду не статуэтки “Скифский олень”, а финансовый к нему довесок. Гран-при в 10 тысяч долларов — еще звучит. Но за лучший фильм в каждой из трех номинаций по 2,5 тысячи — более чем скромно, учитывая, что работа над фильмом — труд далеко не одного дня. Словом, талантливых дебютантов не балуют. Показательно, на мой взгляд, что большинство победителей, которые лично представили свои фильмы, покинули Киев, не дожидаясь окончания фестиваля и церемонии награждения. Видимо, “размер” призов тоже имеет значение.

Гран-при без катарсиса

ГРАН-ПРИ фестиваля получил долгожданный фильм украинского режиссера Сергея Лозницы “Счастье мое”. До этого картина участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, но призов там не получила. Заметим, лента в течение долгого времени позиционировалась как украинская, хотя назвать ее таковой можно разве что условно. Во всех программах и анонсах фильм представлен как совместный продукт Украины, Германии и Нидерландов, созданный при поддержке отечественного и зарубежных продюсеров, но без всякой государственной поддержки, которая, кстати, была обещана, но так и не была оказана.

Сам режиссер называет ана­хронизмом в наше время идентифицировать кино с какой-то страной. Пришло, мол, время интернациональных проектов. Только напрашивается провокационный вопрос: а нужно ли нам в таком случае возрождать отечественную киноиндустрию? Почему бы не готовить своих специалистов в иностранных киноакадемиях, пусть находят спонсоров за рубежом. Там же пусть и работают. Глядишь, таким образом и впишется Украина в мировой кинематограф, как вписался фильм Лозницы.

Несколько слов о киноленте. Это первый полнометражный игровой фильм режиссера. До этого он снимал, и надо сказать, весьма успешно, документальное кино. Многие его короткометражные фильмы отмечены престижными наградами на фестивалях в ближнем и дальнем зарубежье.

Оценивая работу Лозницы, отдадим должное его мастерству документалиста. Профессиональные актеры становятся у него органической частью неорганизованного фона, благодаря чему возникает полная иллюзия житейской хроники. В фильме показаны жуткие картины жизни и нравов российской глубинки 2000-х годов. Гаишники-головорезы, беспредельщики. Смерть поджидает человека здесь на каждом шагу. Добро катастрофически отсутствует, законы не действуют. Правда за тем, у кого оружие и просто сила. Беспросветный ужас и мрак.

Ужасные истории, которые составляют фильм Лозницы, по его словам, — модели, в которых не существует механизмов защиты против агрессии. Он не против, чтобы они воспринимались как универсальные притчи, и более всего удивляется тому, что фильм ассоциируется с Россией. Хотел режиссер этого или не хотел, “достойный” вклад в русофобию ему внести удалось.

Интонация фильма столь неприятна, что по его окончании привычные аплодисменты отсутствовали.

— Это же искусство, а катарсиса нет, — посетовала зрительница, сидевшая рядом со мной. Интересно, что высокая награда фестиваля вступила в противоречие со зрительской оценкой. В рейтинге зрительских симпатий фильм Лозницы оказался на девятом месте из тринадцати возможных.

Назову также имена победителей в четырех основных номинациях. Как знать, возможно, в скором времени “Скифский олень” вынесет их к вершинам мирового кинематографа.

Приз за лучший игровой полнометражный фильм получили режиссеры Ула Симонсон и Йоханес Нилссон (“Звуки шума”, Швеция, Франция), за лучший короткометражный фильм разделили режиссер из Великобритании Роуленд Джобсон (“ДевочкаКакЯ”) и француз Элеонор Пурья (“Угнетенное большинство”). Обладателем первого приза за лучший студенческий фильм стал Николас Штайнер из Германии (“Я, Гельмут”). Приза за лучшую актерскую работу удостоена Моника дель Кармен, сыгравшая главную роль в фильме “Високосный год” (Мексика).

Ошибка «Молодости»

НАДО СКАЗАТЬ, что фестиваль прошел очень организованно. Редкие перестановки в расписании показов не в счет. Команда “Молодости” работала четко, слаженно, с завидным энтузиазмом и отдачей. А вот торжественное закрытие прошло, мягко говоря, не лучшим образом.

Действо, начавшееся с соракапятиминутной задержкой, показалось несогласованным, сумбурным. Неработающие экраны, на которых планировалось демонстрировать фрагменты фильмов, возня с микрофонами, многочисленные организационные реплики — все производило впечатление чернового прогона.

Да к тому же раздражали проявления совершенно неорганичной для “Молодости” “голливудщины”, которую настойчиво пытаются внедрить в замечательный фестиваль как никчемное инородное тело.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.