сегодня: 22 апреля, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 182 от 13 октября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Апрель 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / В ожидании паузы

13.10.2010 , № 182 от 13 октября 2010 г.

Сыграть моноспектакль, то есть спектакль, рассчитанный на одного актера, — задача невероятно сложная. Здесь не за кого спрятаться. Играть в одиночку, да так, чтобы зрители не заскучали и не стали ерзать в своих креслах, по плечу не каждому даже опытному актеру. Словом, решиться на моноспектакль способен только по-хорошему сумасшедший человек.

ТЕМ не менее полку по-хорошему сумасшедших прибыло. В столичном Доме актера представил свою работу “Записки сумасшедшего” по мотивам одноименной повести Гоголя актер Михаил Фица (режиссер-постановщик Борис Мартынов). Нужно сказать, что Михаилу было вдвойне тяжело. Уже много лет и тоже в одиночку и вполне успешно “Записки...” играет в Киеве его старший коллега по цеху народный артист Украины Валентин Шестопалов. Конкуренция, однако! Тем приятнее, отметим сразу, что спектакль состоялся.

Актуальность гоголевской повести, по словам актера, была одной из главных причин обращения к ней

— Очень много аналогий с современной жизнью, — говорит Михаил. — Главное — вопиющее неравенство. В положении и в достатке. А язык! Что ни фраза — выстрел в лоб. Возьмите хотя бы вот это, о сильных мира сего: “Вот эти все, что юлят во все стороны и лезут ко двору и говорят, что они патриоты и то и се: аренды, аренды хотят эти патриоты! Мать, отца, бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы!”

Согласен, но на одной гениальности и актуальности текстов Гоголя не выедешь. Для того чтобы оправдать решение в одиночку тащить текст на сцену, нужно предоставить довольно весомые аргументы. Ведь в театр мы идем за новыми впечатлениями. Иначе лучше просто погрузиться в книгу, не выходя из дому. Нужен добавочный элемент, который позволит актеру донести текст до зрителя, раскрыть его подводные течения и неслышимые обертоны.

Для выполнения этой сверхзадачи Михаил Фица берет в союзники экспрессию. “Записки...” в его интерпретации — крайне экспрессивный спектакль. Актер на сцене подобен говорящему вихрю с богатейшей мимикой и столь же богатыми интонациями. Именно так он толкует образ униженного, оскорбленного и одновременно высокомерного Поприщина, полусумасшедшего с воспаленным воображением, безнадежно влюбленного в дочь высокопоставленного чиновника.

В таком прочтении образа и сила, и слабость моноспектакля Михаила Фицы. Энергия актера, который и творчески, и физически выкладывается донельзя, сначала захватывает, ведет за собой, но спустя некоторое время возникает желание паузы, той самой паузы, которая говорит больше, чем слово. Ораторское искусство, конечно, не театр, но в них много общего. В первом повышение и понижение темпа речи — одно из непреложных правил, позволяющих овладеть слушателем. Зрителем — тоже.

А вот находки Михаила Фицы в оформлении спектакля (художником-постановщиком в нем выступил сам актер), на мой взгляд, очень удачны. Здесь царствует минимализм, но очень хорошо продуманный. Картинку спектакля делают несколько предметов, каждый из которых многофункционален. Обычный табурет служит то по прямому назначению, то превращается в условного собеседника, то становится окном мрачной комнаты, в которую заточен герой.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.