сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 176 от 02 октября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Шатер, наполненный небом

Шатер, наполненный небом
02.10.2010 , № 176 от 02 октября 2010 г.

Именно так, шатром, назвал всем известный нынче парашют тот, кто его придумал – художник и ученый Леонардо да Винчи. «Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной 12 локтей и вышиной в 12, — писал он, — то этот человек может бросаться с любой высоты без опасности для себя».

Милан оказался в осаде

В САМОМ конце XV века французский король Людовик ХII решил завоевать Миланское герцогство. Одержав ряд побед, он осадил Милан. В городе начался голод, люди умирали сотнями, но сдаваться не думали, они знали: рядом Леонардо да Винчи, а он не только прекрасный художник, но и великий изобретатель. «Леонардо что-нибудь да придумает», — говорили они. И он придумал!

...Леонардо перебрался в Милан по приглашению тамошнего герцога, который намеревался поручить ему роспись собора. Но в дни осады Леонардо прислал ему такое письмо, прочитав которое, он забыл и о росписи, и о соборе. «Я умею отливать пушки, очень легкие и легко переносимые, — писал Леонардо. — Я могу делать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы… А кроме того, я прилагаю чертежи летательного аппарата, который назвал геликоптером, и искусственного крыла, на основе которого можно изготовить другой летательный аппарат, под названием «птицелет».

Герцог тут же велел позвать Лео­нардо, и они, обсудив предложения знаменитого флорентийца, решили начать с «птицелета». Герцог решил, что с помощью этого устройства мог бы выбраться из осажденного Милана его гонец, которого он собирался отправить за помощью в Неаполь, Венецию и Флоренцию. И Леонардо взялся за дело! Но у герцога возникли сомнения: ведь «птицелет», поднявшись на 100 метров, может и упасть. Тогда посланец погибнет? Леонардо все понял и заперся в мастерской. А через несколько дней принес герцогу чертеж и описание первого в мире… парашюта. Вот только изготовить его не успел: в тот же день французы предприняли решительный штурм – и Милан пал.

Прыгнул с башни и не разбился!

НЕВЕРОЯТНО, но факт: площадь парашюта да Винчи почти точно повторяла современные параметры – 60 квадратных метров. То есть его «шатер, наполненный небом», действительно мог спасать людей! Однако о гениальном изобретении забыли, и только в 1617 году венецианский механик Веранцио, отыскав чертежи великого ученого, изготовил по ним полотняный «шатер» и совершил первый в мире прыжок с крыши высоченной башни.

«Шатер», действительно, спас человека.


Но далее история повторилась: человечество снова забыло об открытии Леонардо на многие годы. И лишь после того, как один за другим в небо стали подниматься воздушные шары, а воздухоплаватели с трагическим постоянством стали гибнуть, о нем опять вспомнили. В 1783 году французский физик Ленорман создал аппарат с жестким каркасом и даже испытал его, совершив удачный спуск с башни обсерватории в Монпелье.

Трагедия на Комендантском поле


...НАСТУПИЛ двадцатый век. Вопрос, как спасти авиаторов при катастрофах, теперь занимал очень многих. В Париже, например, над этим работали дамские портные, в частности Франсуа Рейхельт. Он решил соорудить парашют в виде плаща, и после трех лет работы добился, чтобы ему разрешили спрыгнуть… с Эйфелевой башни. С любопытством смотрели парижане на человека, стоявшего на высоте 63 метров. Вот он взмахнул руками и шагнул вперед... Толпа ахнула: Рейхельт летел камнем вниз, а рядом с ним с хлопаньем развевался кусок ткани… Испытатель погиб. Его плащ-парашют не развернулся. Но если бы и развернулся, то вряд ли бы все закончилось благополучно. Площадь парашюта была всего 10 квадратных метров…

Когда главными в небе стали самолеты, проблема безопасности еще более обострилась. Первой жертвой русской авиации стал капитан Мациевич: в сентябре 1910 года, во время показательного полета над Комендантским полем в Петербурге, он разбился насмерть. Эту трагическую картину наблюдал и выпускник Киевского военного училища Глеб Евгеньевич Котельников. Уроженец Петербурга, детство и юность он провел в Полтаве, где постоянно жили его отец и дед. Там Котельников учился, некоторое время работал. Здесь и женился на сестре известного полтавского художника Волкова, который учился вместе с Тарасом Шевченко в Петербургской художественной академии…

После события на Комендантском поле, Котельников засел за книги по воздухоплаванию. Он сделал вывод, что парашюты всех изобретателей громоздки, ненадежны и, что совсем плохо, размещаются отдельно от летчика. Спасти же может лишь такой парашют, который можно надеть на себя. Так родилась идея ранцевого парашюта.

Все решил взмах шелковой шали

ТАК В ЧЕМ ЖЕ проблема? А в том, что купол парашюта делали тогда из плотной и тяжелой прорезиненной ткани, уложить которую в ранец было невозможно. Помог случай. Однажды в театре Котельников увидел, как дама, достав из сумочки шелковую шаль, неловко взмахнула ею, и шаль… надулась пузырем. «Как я не додумался раньше? – воскликнул он. – Ничем не пропитанный шелк — лучший материал для купола парашюта!»

И 27 октября 1911 года выпускник Киевского военного училища Глеб Котельников запатентовал свое изобретение, получив свидетельство на «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом»…

От «Ильи Муромца» до кораблей «Восход»

КОТЕЛЬНИКОВ создал несколько модификаций спасательных и грузовых парашютов. Ими стали оснащаться во время Первой мировой войны экипажи тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». В годы Гражданской войны без парашюта Котельникова летчики в небо уже не поднимались, и многие остались в живых только потому, что при них было это удивительное устройство. Датой же рождения парашютной промышленности считается 18 апреля 1930 года – день, когда в СССР были изготовлены первые образцы принципиально новых парашютов. Их назначение было самое разное: спортсмены устанавливали рекорды, десантники спускались в тыл врага, пожарные приземлялись в охваченных огнем лесах, летчики выбрасывались из терпящих бедствие самолетов.

А в 60-х годах двадцатого века, когда человек стал покорять космос, при возвращении на землю кораблей «Восток» и «Восход» космонавты катапультировались и плавно спускались на парашютах. И даже на Марс и Венеру исследовательские аппараты опустились именно таким способом. В наши дни есть образцы парашютов величиной с ладонь, а есть – в несколько тысяч квадратных метров. Но в своей основе они все те же, какими их задумал гениальный Леонардо — все тот же «шатер, наполненный небом»…

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.