сегодня: 22 января, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 162 от 11 сентября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ПОЛИТИКИ / Виртуальный диалог с поэтом

11.09.2010 , № 162 от 11 сентября 2010 г.

В СВЯЗИ со скорбной датой (4 сентября 1985 года в лагере умер Василий Стус) мне вспомнилось его почти хрестоматийное выражение: “Культ бездарных яворивских, их время, их час”. Без малого четверть века прошло, а “время яворивских” в самом расцвете. “Имя нарицательное” елозит по экрану телевизора и жужжит по радио с куда большей назойливостью, чем в советское время, только под другими знаменами. А “культ бездарных” можно пополнить новыми именами генерации независимой Украины еще более нахрапистых и более бездарных личностей, чем в те времена, когда Стус пребывал в лагерях, хотя тогда представить более бездарных было невозможно.

Но оказалось и невозможное возможно. Уже неоднократно писали в СМИ и даже издавали отдельные исследования относительно постсоветской трагедии диссидентства, которое с необычайной жестокостью само себе задало вопрос: неужели за ЭТО мы боролись?! Многих реальный ответ скосил, кто-то ушел во внутреннюю эмиграцию, кто-то просто в эмиграцию. В итоге получилась фальшь с обеих сторон: одни боролись за виртуальные и невозможные идеалы, другие с упорством и последовательностью отлаженной машины их прессовали за то, чего нет и быть не может.

В этой связи возникает жесткий, но логичный вывод, что погибшим повезло больше, чем живым. И это не парадокс. Представим себе, что неистовый романтик национального освобождения и хороший поэт Василий Стус во время перестройки вернулся в Украину и дожил до вожделенной независимости. Конечно, телу было бы куда лучше, чем в пермских лагерях, но что было бы с душой?.. Из записей Стуса в 80-е годы: “Собственно, есть ли украинская интеллигенция? Думаю, ее нет вообще или она все еще молодая и недозрелая. Она утратила свое качество ИЛИ НИКОГДА ЕГО НЕ ДОСТИГАЛА. Украинский интеллигент на 95 процентов чиновник и на 5 процентов патриот. Следовательно, он и патриотизм свой хочет оформить в бюрократическом параграфе, его патриотизм неглубокий и ни к чему не обязывает”.

Сейчас украинский интеллигент (если таковой, по Стусу, есть вообще) патриот на 101 процент, а чиновник на 102 процента. Хотя патриотизм его по-прежнему ни к чему реальному не обязывает, разве что к истерической русофобии, а вот чиновничество во всех его формах приносит реальный доход. И кое-кому немалый.

Иногда, говоря о современной ему ситуации, Стус попадает прямо в яблочко новейшей независимой Украины: “Только сумасшедший может надеяться на то, что ОФИЦИАЛЬНАЯ ФОРМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ МОЖЕТ ЧТО-ТО ДАТЬ”. Даже краткий опыт новейшей истории Украины говорит о том, что официальная форма национальной жизни очень многое может дать, но не всем. Не народу, это точно, а отдельным ее представителям с очень глубоким “патриотизмом”, который удалось реализовать, пока он был ходким товаром.

Но есть самая “больная” цитата из Стуса, на которую стоит обратить внимание: “Как может развиваться национальное дерево, когда у него срублено полкроны? Что такое национальная история — без историков, когда нет казацких летописей, ни истории Руси, ни Костомарова, Бантыш-Каменского, Антоновича, Грушевского? Какая может быть литература, когда у нее нет доброй половины авторов? И авторов первоклассных — таких, как Винниченко-Хвылевой-Подмогильный”.

Невольно вступая в виртуальную полемику со Стусом, который наверняка сейчас с любопытством наблюдает за нами из ноосферы Вернадского, скажу: все это есть сейчас, а развития нет. Может быть, дело все-таки не в кроне, а в корнях? Может быть, в том, что если три имени составляют “добрую половину литературы”, будучи далеко не первоклассными авторами, то и с литературой что-то не так?

Может быть, настало время жить не по шуточным стихам Сергея Смирнова (“Я горбат, стихи мои горбаты. Кто виноват? Евреи виноваты”), а по Стусу? Его, по крайней мере, можно понять — он обвиняет систему, с которой боролся. Так ведь нет ее уже давно. Сейчас вот “москали виноваты”, но они уже двадцать лет живут в отдельной квартире. Не могут же москали быть виноваты, что в молодой украинской литературе сплошь грязь и маты? Писать больше не о чем? Разве не настораживает современников, что то, о чем неисправимый романтик и поэт Стус писал в 80-х относительно украинской культуры и, в частности, литературы, остается в том же, если не в худшем, состоянии?

В записях Стус цитирует Виктора Платоновича Некрасова — писателя, бесспорно интеллигента, киевлянина, писавшего на русском: “Киев — это такая флора, а ведь фауна!” По-моему, Стус так и не понял некрасовского парадокса, а он очень многослоен, и уже пришла пора его истолковать.

 

Автор: Евгений КОРОТКОВ.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 1
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.
Услуги манипулятора
Круглосуточная доставка манипуляторов на любую строительную площадку
manipulyator-moskwa.ru
Dewalt официальный сайт
Выбери лучшую цену в рунете на электродрели Dewalt! Быстро! Легко
de-walt.ru
Массаж
Все о массаже
spa-greenwood.ru