сегодня: 20 сентября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 155 от 01 сентября 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Сильная школа – сильное государство

Сильная школа – сильное государство
01.09.2010 , № 155 от 01 сентября 2010 г.

Все начинается со школы. Это не просто красивые слова. Так оно и есть. Именно в классе ребенок вдруг замечает, что он беднее других одет. И бутерброды ему мама положила очень уж скромные. Видит, что он приходит на уроки пешком, а юные «мажоры» приезжают на «Лексусах». Но самое страшное, что некоторые учителя гнут перед такими мальцами спину! Лебезят, ставят им незаслуженно высокие оценки…

Абсолютно все начинается с детства. И личное отношение к миру, и осознание своего места в нем. Обо всем этом невольно думаешь
1 сентября. Еще недавно День знаний был настоящим праздником. Школа в обществе не была Золушкой, хорошо финансировалась, здания не отбирали, директорам не приходилось стоять с протянутой рукой, а учителям тянуть деньги с родителей. Выпускники были уверены, что после окончания школы дальнейшая учеба и работа им гарантированы.

«Жутко смотреть, как моего внука готовят к школе – уже больше двух тысяч гривен выложили за форму, тетрадки, дневники и канцелярию, а еще надо на учебники по иностранному языку около трехсот гривен. И это не все! В прошлом году платили в школу взнос больше тысячи, а в этом, говорят, и того больше будет», — рассказывает житель Винницы пенсионер Иван Притулько. Иван Семенович проработал почти 30 лет на заводе «Терминал» и сейчас вспоминает, что еще в 1987 году его сына к 1 сентября одел и обул родной завод. Они с женой только цветы купили. Такими полными отчаяния и возмущения письмами переполнена редакционная почта.

В этом году затраты на школу выросли почти втрое. По словам Светланы Васильевны, торгующей школьными принадлежностями на одном из столичных «школьных базаров», цены растут ежегодно: «С 1 июля завод-производитель поднял цены, приходится поднимать и нам. Тетрадь на 96 листов стоила 4 с половиной гривны, сейчас уже – 5,50. Так происходит каждый год».

Родителям только на канцтовары для своих детей приходится выкладывать в среднем до 700 гривен. «Вот я почти собрала первоклассницу в школу. Ушло 3450 гривен, причем вещи покупала средней ценовой категории. Правительство, когда говорит о 1500 гривнах, наверное, имеет в виду только школьные канцтовары», — говорит покупательница на киевском рынке «Петровка».

Киевлянка Елена работает менеджером в страховой компании и сетует на то, что в этом году ее дочери придется поменять школу. При таких ценах на продукты и коммунальные услуги женщина не сможет оплатить обучение в гимназии, где ее дочь проучилась четыре года. Зарплату Елене сократили примерно в четыре раза, а работы стало больше. Так что времени заниматься дочерью не остается. «Работать и раньше приходилось много: и домой на выходные брала, и до позднего вечера засиживалась, поэтому и отдала дочку в платную школу, где комплексно занимались ее обучением и развитием. А в этом году даже не знаю, как быть.»

Дисциплина в «бесплатной» государственной школе сильно хромает: из окон видно, как старшеклассники с пивом и сигаретами по углам прячутся. При школе нет никаких кружков, хотя взносы (и немалые) для этого надо сдавать регулярно. «Кинулась искать поблизости спортивные секции и кружки, в нашем районе нашелся только клуб «Юный мушкетер», но фехтование нам не нужно», — говорит Елена. И тут же вспоминает, как в детстве бегала с танцев на занятия рисованием, оттуда – в кружок вышивания, да еще и в хоре школьном пела. Сегодня родители, отдающие своих детей в украинские школы, о таких понятиях, как качество школьного обучения, об учителе как наставнике не только для детей, но и родителей, все больше узнают из воспоминаний старшего поколения.

За годы независимости конституционные права и гарантии на получение бесплатного образования практически уничтожены экономической нестабильностью и отсутствием должного государственного финансирования.

Добровольно-принудительные пожертвования

Расходы родителей на обучение детей в украинских школах растут с каждым годом. Это так называемые добровольные, но от этого не менее обязательные денежные взносы в фонды школы и класса (на покупку мебели, ремонт спортзала, подарки учителям, экскурсии, плата за дополнительные занятия после уроков и т.д.). От платежеспособности родителей напрямую зависит и качество обучения их ребенка, и отношение к нему учителей. Фактически со школьной скамьи детей дискриминируют, делят их по имущественному признаку на «простых» и «мажоров». Несмотря на то что школы имеют счета в банках, добровольно-принудительные денежные пожертвования, как правило, собираются наличкой.

При поступлении в «бесплатную» школу приходится выкладывать взносы от 500 до 4 – 5 тысяч гривен. Если же при поступлении денег не берут, то жди ежемесячных поборов за все: от «бесплатных» обедов и до экскурсий и культпоходов.

Коммерциализация системы школьного образования создает широкое поле для коррупции и пагубно отражается на воспитании подрастающего поколения. В Украине сошло на нет не только государственное обеспечение школ, но и шефская помощь предприятий, которая в Советской Украине была серьезной поддержкой. Сегодня осталось только спонсорство бизнесменов, но это разовые акции, зачастую пиар, когда под видом подарков «спихивается» устаревшая или некондиционная техника, продукты питания с истекшим сроком годности и так далее.

И это неудивительно, крупный капитал, выросший на присвоении государственной, то есть общенародной, собственности не собирается делиться своими прибылями. Бизнес работает по тем правилам, которые устанавливает государство, а в независимой Украине государство равнодушно к тому, в каких условиях растут и развиваются дети.

Если в Советской Украине культурно-просветительские учреждения, как составляющая единой системы учебно-воспитательной работы, организовывали совместные бесплатные мероприятия для школьников (экскурсии, посещение театров, концертов, музеев), то в независимой Украине они, как и школы, брошены государством на произвол рыночной стихии, и им не до жиру, быть бы живу.

«Помню, мой сын взял 30 гривен на посещение филармонии, — рассказывает киевлянка Марина. – Вечером рассказал, что в филармонию они не ходили, а деньги сдали на выступление известной певицы Т.К. (имя певицы не играет роли, поскольку это стало системой для украинского шоу-бизнеса — зарабатывать на детях. – Авт.). Она выступала в актовом зале школы, и детей сгоняли на ее концерт. Мне сын говорил, что ребятам неинтересно было, но уйти никто не мог, потому что не выпускала милиция». Вот такая у нас в Украине социальная ответственность бизнеса.

Еще хуже обстоят дела на селе. Если в городах, особенно больших, происходит коммерциализация школ, то в селах, где нет таких благоприятных рыночных условий, государство их уничтожает.

Дурная примета для села

В Украине Министерство образования и науки ежегодно сотнями закрывает школы в селах. Аргумент: слишком разорительно для государства содержать школу, в которой учатся несколько десятков учеников. Вот и в этом году Минобразования уже заявило, что будет закрывать маленькие школы в селах. А президент Янукович, рассказав трогательную историю, как в детстве каждое утро ходил пешком 10 километров в школу, потребовал от министерства обеспечить сельских детей автобусами. На начало августа из 1114 необходимых для школ автобусов государство закупило только 159. Вот и весь сказ.

Категорически против закрытия сельских школ выступают только коммунисты. «Почти в каждой области есть хотя бы одно крупное предприятие. И пусть правительство обяжет капиталистов-собственников обеспечить в своей области автобусами всех сельских ребятишек», — говорит народный депутат от КПУ Петр Симоненко.

Закрытие сельских школ, исходя из количества учеников на сегодняшний день, — это безответственный подход к решению проблемы со стороны государства и не отвечает интересам общества. Смотреть надо вперед. Простой пример: из 826 сел Черкасской области в трехстах сейчас нет школ. Вместе с тем здесь, начиная с 2008 года, зафиксирована самая высокая рождаемость по Украине. А прогнозируемое к 2011 году увеличение количества учеников ожидается именно на селе. И как же это скажется на Черкасщине? Очевидно, что надо искать любые возможности сохранить сельские школы: перепрофилирование, расширение дошкольного образования, объединение дошкольного со школьным... Для села школа – это не просто образовательное учреждение, это центр общения, культуры, просвещения не только для детей, но и для всех жителей. Учитель в селе – фигура очень уважаемая, к его мнению прислушиваются, к нему обращаются за советом.

«Началось все с того, что в школе не стало учителей. Директор нашей школы Семен Николаевич ездил в соседнее село за 10 километров и просил учителей поработать и в нашей школе. Даже выбил у председателя «бобик», чтобы возить преподавателей из соседнего села. После обеда, во вторую смену, но мои дети еще доучились в родном селе. А вот соседские внуки уже ездят на занятия в другое село. К нам из района приезжали депутаты, обещали автобус организовать, но выборы прошли, а автобуса как не было, так и нет», — рассказывает жительница села Городище Черниговской области. Сейчас в селе школы нет – ее закрыли, а вместе с ней начали из села уезжать жители, у которых подрастали дети.

Закрытие школы — дурная примета для села: значит, скоро тут кроме старух и двух-трех стариков никого не останется. «Вместо того чтобы закрывать школы, государству следует обеспечить село учительскими кадрами. В конце концов, студенты, которые обучаются на бюджетной основе (или хотя бы часть из них) государство может обязать отработать на селе. Но для этого необходим государственный заказ именно на сельских учителей и материальная мотивация, предоставление жилья, чтобы выпускники педвузов поехали работать в село, а не искали всяческие способы обмануть вуз и не приносили липовые направления из районо», — говорит лидер коммунистов Петр Симоненко.

Фундамент любого государства и общества

Независимая Украина получила в наследство одну из сильнейших социальных систем – школьное образование и воспитание, которая в равной степени предоставляла всем детям доступ к качественному обучению и всестороннему развитию. Советское среднее образование по праву гордилось одними из наиболее высоких в мире аттестационных стандартов, традициями учителей-наставников, системой ответственности работников среднего образования за качество своего труда, налаженным механизмом взаимодействия системы здравоохранения, культурно-массового сектора и правоохранительных органов.

Не случайно именно советская система образования и государственного финансирования школ была взята на вооружение развитыми капстранами. Несмотря на то что там широко представлены услуги частных школ, государство обеспечивает всем детям с пяти и, как минимум, до 15 лет равный доступ к бесплатному качественному среднему образованию. Даже Великобритания, известная тем, что школы избирательно набирают учеников (в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, социального статуса родителей и т.д.), переходит к системе общедоступности школьного образования. Британское правительство с 2007 года запретило любой отбор детей в школу, чтобы уравнять их возможности для получения хорошего образования.

Это закономерно, ведь госинвестиции в школьное образование приносят значительные дивиденды в будущем. Исследования показывают, что с повышением уровня образования заметно снижается риск остаться без рабочего места: среди людей в возрасте 25 – 64 года с полным средним образованием уровень безработицы примерно на 5 процентов ниже, чем у тех, кто его не имеет.

Качество школьного образования непосредственно влияет на качество высшего образования и формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, без чего немыслимо современное общество, современное развитое государство. Именно такой была советская система обучения и воспитания, включая ее непрерывность – от яслей и детсада до школы, вуза и последипломного образования.

В сегодняшней Украине конституционные гарантии общедоступного среднего образования приобрели формальные черты. «Таков печальный итог 19 лет независимости государства от общества», — считает Петр Симоненко.

Несмотря на все попытки коммунистов добиться приоритетного финансирования системы образования, буржуазно-олигархическая власть из года в год сокращает реальное финансирование школ, выделяя средства, которых с трудом хватает на зарплату учителям и оплату коммунальных услуг. А теперь, после капитуляции перед МВФ и с повышением цены на газ, выделенных бюджетных средств вряд ли хватит и на это.

В Украине огромное количество политических партий, а фактически бизнес-структур, под видом партий ведущих ожесточенную борьбу за власть и собственность. Щедро раздавая популистские обещания во время выборов о том, что, придя к власти, они обеспечат необходимое госфинансирование школ, после выборов напрочь забывают об этом, а заботятся только о своем кармане.

Реально восстановить бесплатность, доступность и качество образования, достичь хотя бы того уровня, который мы имели в Советской Украине, пытаются только коммунисты. Школа – фундамент любого государства и общества. А та ситуация, которая сложилась у нас, подрывает основы украинского общества, угрожает его национальной безопасности. И мы с этим мириться не будем. Такую позицию занимают украинские коммунисты и их лидер Петр Симоненко.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.