сегодня: 22 января, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 141 от 10 августа 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / СЕМЬЯ / Первый раз в первый класс

10.08.2010 , № 141 от 10 августа 2010 г.

Накануне 1 сентября родители будущих первоклассников очень волнуются. Как начнется новая жизнь их ребенка? Чем ему помочь? Об этом заметки мамы, ведущей дневник.

Вторник, 27 июля


СТАВ мамой, я дважды «была первоклассницей». Сначала отвела в школу сына, потом дочь. Нынче в первый класс идет моя племянница. Даня, который очень хотел учиться, спустя месяц однажды утром заявил, что в школу больше не пойдет. Поставил рюкзак на стол в кухне и ушел опять спать. Что произошло? Я разговаривала с его учительницей, со школьным психологом. По их мнению, в этом обычно виноваты прежде всего родители. Они, желая вырастить гения, отбивают у ребенка тягу к знаниям.


— Задолго до поступления в школу многие дети осваивают большую часть программы первого класса и им за партой не интересно, — говорила психолог. — Если ребенок способный, то и без помощи других проявит себя. А обычные дети от больших учебных нагрузок быстро устают. И чем больше заставлять их сидеть за учебниками, тем хуже. Захватывающий процесс получения знаний превращается в неприятную обязанность.


— А в чем должна состоять наша помощь? – спросила я.


— В поддержании интереса к знаниям вообще, в развитии внимания, памяти, мышления, в равномерном распределении учебы и отдыха. Но мамы и папы еще записывают малыша сразу в два-три кружка.


А ведь и я буквально с 3 сентября потащила шестилетнего сына на занятия танцами, в секцию тенниса, на курсы немецкого и испанского языков. Бедный! Он просто не выдержал.


— Первоклассник переживает огромный психологический стресс, — продолжала психолог. — Для него началась новая жизнь, он не в состоянии быстро свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя детсада – учительница, серьезные обязанности. А тут еще родители выдвигают слишком высокие требования. Ребенок физически не может их выполнить.


Кроме того, малышу тяжело сидеть без движения 45 минут. Он не может самостоятельно справиться даже с простейшим заданием. Ему нужен контроль. А его пока больше привлекают игрушки, чем учебники и тетради.


Психолог тогда дала мне хорошие советы. Вот они.


Первое. Пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки первоклассник воспринимает как новые игрушки. Не экономьте на них. Они должны быть красивые и удобные. Пускай будущий ученик покупает их вместе с вами. Это поддержит его интерес к учебе.


Второе. Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненные. Пройдет несколько месяцев, прежде чем ребенок поймет, что домашнее задание — его обязанность, которую нельзя не выполнить. Поэтому первое время родители должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки.


Третье. Необходим строгий режим дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа на игры и отдых, на прогулку по свежему воздуху. Но не откладывайте выполнение домашнего задания на вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижаются. Самое лучшее время – 15-16 часов.


Четвертое. Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание ребенка наиболее сконцентрировано. А раскрашиванием, например, он может заняться и после.


Пятое. Если у ребенка что-то не получается, частично помогите ему. Только не делайте за него все уроки.


Шестое. Обязательно хвалите: «Какой ты молодец. Я только немного помогла, и ты сам решил пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».


Седьмое. Сравнивайте ребенка не с другими детьми, а с самим собой: «Сегодня ты пишешь лучше, чем вчера». Чаще хвалите за любую победу и не подчеркивайте неудачи. Если ученику легко дается счет, а буквы не получаются ровными, скажите, как он здорово считает, но если будет стараться, то обязательно научится хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его «курица криволапая», «тупица». Чтобы избежать насмешек, ребенок вообще не захочет красиво писать.


Восьмое. Не забывайте о генах. Если вы сами не отличались хорошей успеваемостью, то и от чада не требуйте невозможного. Пусть лучше будет твердый «троечник», чем испортит себе нервы. Тем более что знания, насильно вбитые в голову, выветрятся быстро.


Воскресенье, 1 августа


НАБИВ много шишек с первоклассником Даниилом, мы постарались их избежать, когда в школу пошла младшая Катя. Вот что лично я придумала и использовала на практике. Будила детей спокойно. Открыв глаза, они видели мою улыбку. Старалась не дергать их по пустякам, не укоряла за то, что опять медленно собираются, хотя вчера об этом был разговор.


Заметила, что плохо подгонять словами: «Мы из-за тебя опаздываем в школу!» Умение рассчитывать время – задача родителей, и если это плохо удается, дети не виноваты.


Никогда не отпускала детей, не накормив хотя бы какой-то легкой едой, даже если в школе их ожидал завтрак. Ведь пока класс поведут в столовую, целый урок пройдет. А с момента пробуждения – времени и того больше. На голодный желудок учеба не идет. Многие родители со мной были согласны.


Прощаясь с детьми перед классом, я решила не «пилить» их лишний раз, как делала обычно. Не говорила: «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок». А просто желала удачи в трудный день, подбадривала. Заметила, что это действует лучше. А после школы не стала спрашивать: «Что ты сегодня получил?» Встречала детей спокойно, давала расслабиться. Вспомнила, как сама порой еле ноги волочу после напряженного рабочего дня. Но если Даня или Катя сами жаждали поделиться чем-то, не отмахивалась, а слушала. Ведь весь их рассказ всего-то на 10–15 минут! Если кто-то из детей был огорчен, однако молчал, не допытывалась. Это, кстати, мне подсказала психолог. Успокоившись, ребенок сам расскажет о своих «трагедиях».


И еще одно правило. Никогда не заставляла детей делать все уроки в один присест. После 15–20 минут занятий – небольшой перерыв, лучше подвижный. А еще психолог сказала, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклашек, 3–4 недели для учащихся вторых-четвертых классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды надо быть особенно внимательным к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудностей, с которыми ребенок сталкивается во время учебы.
Думаю, что эти нехитрые правила во многом помогли моим детям успешно пройти начальную школу.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.