сегодня: 16 июля, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 131 от 24 июля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Из истории… колеса

Из  истории…  колеса
24.07.2010 , № 131 от 24 июля 2010 г.

О колесе, казалось бы, каждый знает абсолютно все — экая невидаль! Однако задумывались вы, к примеру, о том, что это чисто человеческое творение? В природе нет существ, передвигающихся на колесах. Никакой «подсказки», никакого природного аналога здесь не было. И только гомо сапиенс — человек разумный — додумался до такого гениального изобретения…

Чудо Змеиногорского рудника


ЖАЛЬ, но имя создателя самого первого колесика кануло в вечность. О том, где и как оно появилось, можно лишь гадать. Самое древнее настоящее колесо нашли в Месопотамии — области между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака. Возраст его превышает 5 тысяч лет. С тех самых пор, пожалуй, не найдешь такой техники или сферы человеческой деятельности, где можно было бы обойтись без колеса. К примеру, для орошения полей изобрели водяные колеса. А позже их приспособили и для вращения станков и насосов. В частности, в Лондоне, на реке Темзе в 1582 году горожане соорудили водокачку с пятью огромными колесами, заставлявшими работать насосы, подававшие воду жителям английской столицы. Эта водокачка исправно служила целых 250 лет! Еще более крупное в мире водяное колесо диаметром более 20 метров сделали в Шотландии по проекту инженера Смитона. Оно находилось на реке Клайд и приводило в действие станки местной прядильной фабрики.


А вот что писал в 1827 году петербургский «Горный журнал»: «Кто посещал Змеиногорский рудник на Алтае, тот, конечно, с удовольствием осматривал производимые на оном работы, превышающие, кажется, силы человеческие, и механические устройства, облегчающие труды рудокопателей при извлечении сокровищ из недр земных. Удивленный путешественник спросит невольно: “Кем устроены в глубоких храминах земли сии огромные колеса, приводимые в движение водою?”. Изобретатель сего механизма — Кузьма Дмитриевич Фролов»…


То, что сделал этот механик-самородок, и сегодня поражает воображение. За свои гигантские размеры колеса Фролова получили название «слоновых». Для своего времени они были самыми большими в мире деревянными сооружениями подобного рода…
От проекта Ферриса до «Парящего Сингапура»


ШЛО ВРЕМЯ. Подходил к концу XIX век. В Чикаго (США) должна была состояться Всемирная промышленная выставка. Задолго до ее открытия сюда стали поступать проекты сооружений, призванных символизировать достигнутый к тому времени техпрогресс. Самым оригинальным был признан проект инженера Джорджа Ферриса. Он предусматривал сооружение фантастически большого колеса с множеством кабинок на ободе. Вращаясь, колесо поднимало кабинки с пассажирами, открывая им панораму выставки и ее окрестностей.


К идее Ферриса устроители выставки отнеслись скептически. Многие считали, что она просто неосуществима. Но, преодолев все препятствия, изобретатель соорудил колесо диаметром… 75 метров! Оно казалось нереальным, сказочным. К колесу были прикреплены 36 кабин, каждая из которых вмещала 60 человек. Таким образом, это фантастическое сооружение могло одновременно поднять 2160 человек! Вращали его две мощные паровые машины.


На выставке колесо обозрения Ферриса пользовалось потрясающим успехом. За рекордно короткое время оно не только окупило себя, но и принесло немалую прибыль. Этот необыкновенный аттракцион вызвал интерес и в других странах. В 1895 году подобное колесо обозрения появилось в Лондоне. А уже в наши дни, в 1999 году, на южном берегу Темзы появилось колесо высотой 135 метров. Оно получило название «Лондонский глаз» и стало самой популярной достопримечательностью английской столицы.


Однако чуть более года назад «Лондонский глаз» потерял пальму первенства. В Сингапуре построили колесо обозрения «Парящий Сингапур» высотой в 165 метров! Но, видимо, скоро и оно отойдет на второй план: в США, в знаменитом городе развлечений Лас-Вегасе строится 170-метровое колесо, а в китайском Шанхае — еще более грандиозное: высотой 200 метров!


Сто километров по Луне


ПЯТЬ тысячелетий колесо оставалось без изменений. Изобретатели пытались совершенствовать его конструкцию, стремясь избавить от ряда недостатков, одним из которых была низкая проходимость по плохим дорогам, не говоря уже о бездорожье. На песчаной и болотистой местности, в снегу круглое колесо буксует. Так появились… квадратные колеса.


Работали и над улучшением круглых. Так называемое активное колесо разработал чешский инженер Юлиус Мацкерле. Оно окружено десятком мягких баллонов, в которые поочередно подавался сжатый воздух. Раздуваясь, нижние баллоны подталкивают конструкцию, и она начинает двигаться сама, без всяких моторов.


И еще об одной — космической — «профессии» колеса. Первым (кроме Земли) небесным телом, на котором оно появилось, стала Луна. Случилось это в ноябре 1970-го, когда советская беспилотная станция «Луна-17» доставила туда первый луноход. Создавая его, конструкторы не знали, что на него поставить — колеса или гусеницы. Один из конструкторов лунохода вспоминал: «Наш институт разделился на два лагеря. Чтобы доказать, кто прав, пришлось сделать машины и на гусеницах, и на колесах. Испытывали их на Камчатке. И победило колесо!»


Луноход двигался на восьми колесах с легким сетчатым ободом. Каждое имело свой электромотор. Таким образом аппарат отработал на Луне более 300 земных суток, проехал в общей сложности 100 километров и передал на Землю 20 тысяч снимков, массу научной информации.


Со временем на Луну опустился модуль космического корабля «Аполлон-15» с американскими астронавтами Дэвидом Скоттом и Джеймсом Ирвином. Они тоже привезли с собой четырехколесный луноход-электромобиль «Ровер» и совершили на нем несколько рейсов по Луне. За ней последовал Марс. На красную планету «высадились» автоматические марсоходы. И все — на колесах. Вот так!

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.