сегодня: 18 июля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 131 от 24 июля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Ювелир высоких полетов

Ювелир  высоких  полетов
24.07.2010 , № 131 от 24 июля 2010 г.

Действительность такова, что и в третьем тысячелетии крылатые машины, парящие за облаками и созданные по последнему слову науки, не могут обойтись без умелого прикосновения рабочих рук. Даже их сердце — двигатель — до совершенства доводят самые обычные люди — полировщики. Они вручную придают деталям форму, заданную конструкторами, причем делают это с точностью до сотых долей миллиметра. Такую ювелирную работу выполняет и рабочий Снежнянского машиностроительного завода ОАО «Мотор Сич» Сергей Кретов.


Филигранная точность


НА ЗАВОДЕ о Сергее Ивановиче Кретове уважительно отзываются все — от руководителя предприятия до охранника. Его называют профессионалом, мастером “золотые руки”, интеллигентом рабочей профессии, поэтому логично, что все детали, которые он полировал, устанавливаются в двигатели со своеобразным знаком качества, особым именным клеймом мастера.


При этом Сергей Иванович не страдает, как говорится, “звездной болезнью”. Он прост в общении, вежлив, подтянут и аккуратен. Побывав в грохочущем цеху и увидев, где работает герой нашей публикации, я узнала, что такое полировка. “Это многогранный, объемный процесс, суть которого заключается в доведении авиационных деталей до соответствия строгим конструкционным стандартам, — говорит Кретов. — В нашем цеху полировка начинается с рихтовки, которую доверяют лишь опытным специалистам. После рихтовки детали обрабатывают полировальным кругом в соответствии с чертежами, с применением навыков фрезеровальных и слесарных работ”.


Такая деятельность требует серьезности и сосредоточенности. Если отклониться от технологических норм при рихтовке, то получится брак, если ошибиться с размерами — опять же брак, если передержать на наждачном кругу деталь — “перегрев”.


Браком считается отклонение в размерах на десятые и сотые доли миллиметра. Такая точность, определяемая только приборами, создается вручную, а потому только по одной детали авиа­ционного двигателя полировщик может, в соответствии с технологиями, выполнять до 320 операций и посвящать ей более шести часов рабочего времени.


У мастеров-полировщиков все движения выверенные, отличный глазомер и руки их прикасались к уникальным аппаратам. Сергей Кретов гордится, что держал в руках сердце гигантских самолетов “Мрия”, “Руслан”, участвовал в производстве новейших вертолетов МИГ, которые за 13 минут поднимаются на высоту 8000 метров.


Наверное, эта возможность почувствовать причастность к достижениям науки, воплотить в жизнь чудеса инженерной мысли делают профессию полировщика привлекательной для многих молодых людей. Они специально приходят на завод, чтобы обучиться этому мастерству.


Наземные авиаторы


СТАТЬ полировщиком, закончив какое-либо учебное заведение, невозможно. Этому нигде не учат. Секреты профессии, как в прежние времена, передаются от мастера к мастеру и постигаются не скоро.


Как говорит Сергей Иванович, чтобы стать мало-мальским специалистом, нужно учиться год, а потом совершенствоваться лет пять, и только после этого можно обрести репутацию профессионала.


Тем не менее многие молодые люди готовы идти по этому долгому пути. Например, сегодня у Сергея Ивановича трое учеников — Юрий Манушин, Анд­рей Винокуров и собственный сын Денис.


Парни старательные и добросовестные, мастер ими доволен. Только вот по части техники безопасности делает бесконечные внушения: “Полирующий круг вращается с бешеной скоростью, во все стороны разлетается металлическая пыль и стружка. Надо следить, чтобы не травмировать руки, защищать органы зрения и дыхания, поэтому без защитных очков и масок на лице я никого к работе не допускаю. Ребята должны получить профессию, а не инвалидность”.


Кретов старается воспитывать в молодых людях чисто человеческие качества — любовь к труду и уважение к коллективу, без них не бывает ни подлинного мастерства, ни жизненного благополучия.


И уж потом речь идет о сугубо профессиональных приемах. Но самым важным качеством полировщика он считает пространственное воображение. Хороший специалист, взглянув на чертежи и технологические карты, должен мгновенно “увидеть” реальную деталь и мысленно прокрутить в голове все этапы ее изготовления, а дальше уже работать своими руками.


Все это, по словам сына Сергея Ивановича, очень интересно, поскольку оставляет простор для творчества, заставляет думать и не позволяет стоять на месте. Кроме того, авиация развивается, появляются новые крылатые машины и двигатели, а значит, и полировщики не стоят на месте, они все время учатся и оттачивают мастерство, а после хорошей работы с наслаждением отдыхают.


Сергей Кретов, например, любит землю. Еще недавно, отработав смену, он торопился на дачу, где лелеял яблони, малину, огурцы, помидоры, а потом радовал урожаем семью. Теперь ему спешить некуда. Печально, но факт: пожар в дачном товариществе уничтожил множество участков, в том числе и его. Поэтому мастер остается дома, читает книги и размышляет: “Уровень развития любого государства определяется прежде всего уровнем развития его машиностроения. Высокий уровень производства машин отличает практически все развитые страны мира. Украине тоже пора более внимательно отнестись к машиностроительной отрасти. А самое главное, нашему государству необходимо сделать все, чтобы в области авиастроения укрепить и расширить дружественные связи с Россией. Только тогда, устремив взгляд в небо, граждане Украины смогут любоваться прекрасными полетами, почувствовать гордость за страну, наука и производство которой в прямом смысле слова поднимается выше облаков”.

 

Автор: Ирина ПОПОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.