сегодня: 21 января, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 125 от 15 июля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Профессия особого престижа

15.07.2010 , № 125 от 15 июля 2010 г.

Работа водителя на международных линиях всегда считалась престижной. С независимым мнением таких профессионалов считались и считаются до сих пор.


Из Киева в Ужгород можно добраться на автобусе часов за 12-15. У качественного автобуса свои преимущества: остановки в ключевых городах, видеосистема с фильмами, полумягкие сиденья. Но главное — профессиональные водители. Так сказать, “белая косточка” водительской касты. С ними можно поговорить не только о профессии...


«Классных мало? Учить надо!»


Я НАСЛЫШАН об одной из главных проблем отечественных перевозчиков — кадровой. Время не стоит на месте, опытные водители, получившие серьезную подготовку еще в СССР, уже ушли на заслуженный отдых или собираются уйти в ближайшие годы. Притока молодежи нет, а те, кто приходит, зачастую не способны стать водителями-профессионалами. Проблема эта возникла не сейчас. О ней еще в середине 90-х годов заговорили руководители крупных автопредприятий, и не только украинских. Что думают об этом да и о многом другом сами водители?..


В международный рейс “Киев – Салерно” автобус столичной компании “ТрансЕвролинии” (ТЕL) отправляется с киевской автостанции “Дачная”, которую кого-то угораздило “назначить” ответственной за отправление и прибытие машин из Европы.


– Да, – подтверждает командир экипажа Иосиф Орловский, – классных водителей в стране все меньше. Водитель — это больше, чем профессия, это призвание, а его нынешним и не хватает. Разумеется, конкурс на должность и в нашей, и в других серьезных фирмах есть, но не такой большой, как раньше, — меньше стало желающих...


Через платную стоянку выезжаем на Житомирскую трассу. Иосиф Иванович – водитель со стажем. С детства, говорит, мечтал стать водителем, увидеть мир.


— Эта профессия, особенно водителя автобуса, тогда была престижной, – говорит он. — Как поступил в 1981 году в СПТУ, так и “поехал” по жизни. С 1984 года работал на ГАЗ-53. В 1990-м пересел на ЗиЛ-130, стал водителем первого класса. Дальше, как и планировал, перешел работать на автобус. Сначала ездил на ПАЗиках и ЛАЗах на междугородных маршрутах. Затем, почувствовав, что может работать классом выше, перебрался в Киев, сел на Mitsubishi и с 2007 года трудится в TEL, осваивая международные линии.


“Житомирка” – международная трасса, но автобус “Neoplan” трясет изрядно. Дорога в латках — хотя кое-где идет ремонт, в целом к Евро-2012 она готова не будет.


— Раньше государство даже заставляло людей учиться “секретам” профессии. На автопредприятиях существовала строгая система обучения и переподготовки водителей, – продолжает он. По словам Орловского, подобным занимаются сейчас только самые крупные украинские АТП и компании, занятые международными автоперевозками.


— Надо учиться и постоянно повышать свой уровень, ведь требования к перевозчикам, особенно в Европе, ужесточаются. Нужно на государственном уровне восстанавливать и развивать сеть сертифицированных учебных центров. Без этого о качественной подготовке водителей не может быть и речи, — замечает он.


Зачем дураку дороги?


ПРОДОЛЖАЕМ двигаться по трассе. Та же “качка”, слегка обнадеживает лишь картинка за окном: кое-где работают дорожники, местами уложено новое покрытие. Интересуюсь, долежит ли оно до “Евро-2012”. Иосиф Иванович сомневается. На некоторых участках дороги Киев — Чоп ремонтные и строительные работы ведутся. Однако, по его словам, наших дорожников здесь очень мало. В основном работают турки, марокканцы, подъехали итальянцы.


— Живут в Дубно, им там квартиры снимают. С горячей водой, канализацией. Зарплата у них от 2000 евро в месяц, питание и командировочные, — поворачивается на миг ко мне Орловский. Говорит, что это ему знакомая из Дубно рассказала — сама сейчас итальянцам квартиру сдает. Спрашиваю: а сколько наши дорожники в регионах получают?


— Тысячу гривен, максимум полторы, – отвечает он.


Видимо, поэтому большая часть дороги в латках, а обновленные участки напоминают лунный пейзаж...


Работы нет? Уходим в Европу...


ЧЕМ БЛИЖЕ Львов, тем меньше международных ав­то­бусов. Однако в полутемном зале львовского автовокзала продаются билеты даже до Пор­тугалии. Странно, ведь у нас нет сейчас в эту страну официальных регулярных рейсов. Работы для транспортников, как и для большинства населения в регионе, практически нет. За грузовым фрахтом — очереди, даже нелегальные пассажирские перевозчики, работающие на Италию, Испанию, Германию и ту же Португалию, еле сводят на Львовщине концы с концами. Не лучше ситуация в Закарпатье. Коммерческих международных автомобилей здесь почти нет, трассы полупустые. В Закарпатье рассказывают, что, несмотря на проблемы с работой в Европе, наши все же там. На украинском западе водителям хуже. Кто уехал, возвращаться не спешит. Остальные либо сменили “амплуа” и ушли в коммерцию, либо стремятся уехать. С утра переход на Чоп практически пуст. По дороге встретили всего три грузовика. Такого, говорят, еще не было.


Защитить профи


ВСПОМНИЛИСЬ
слова Иосифа Ивановича: “Почему лучше ехать в Европу на наших автобусах? Экипаж — три человека, кофе, чай, вода, прочие услуги, возможность выйти в любом пункте по маршруту следования. То есть полный комфорт пассажиру на всем пути”. Подумал: это потому, что в таких структурах еще работают профессионалы. Вот только работы для них в стране становится все меньше, потому и вербуются они к иностранным работодателям. А кто же будет возить нас и наши грузы через несколько лет? Неужели те горе-маршруточники и “безбашенные” водители междугородных “бусиков”? Как-то не хочется...

 

Автор: Евгений ТУР.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.