сегодня: 22 июня, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 122 от 10 июля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Поддержать огнем и маневром

Поддержать огнем и маневром
10.07.2010 , № 122 от 10 июля 2010 г.

После Второй мировой войны Черчилля спросили, какое оружие было самым решающим для победы. Он ответил: «Английская линейная пушка, немецкий «мессершмит» и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк».

«ТРИДЦАТЬЧЕТВЕРКА» – детище Михаила Кошкина, руководителя конструкторского бюро Харьковского паровозостроительного завода. За всю жизнь он создал одну машину. Зато какую! Только она могла поддержать нашу пехоту одновременно мощным огнем и быстрым маневром.

В карамельном цехе

МИХАИЛ Ильич родился 3 декабря 1898 года в деревне Брынчаги Ярославской губернии. Отец погиб на лесоразработках. Мать батрачила, чтобы прокормить троих детей. Подростком Миша уехал на заработки в Москву. Устроился подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (позже «Красный октябрь»).

...С гражданской войны пришел закаленным политработником. Учился в Коммунистическом университете в Москве. Потом был направлен в Вятку на партийную работу. Киров заметил, что он не занимается пустой болтовней, а ратует за передовые технические идеи и распорядился зачислить Михаила на учебу в Ленинградский политехнический институт.

Кошкин уехал туда с молодой женой Верой Катаевой. Защитив диплом по бронированным машинам, трудился в танковом КБ Ленинградского завода. За участие в создании танка с противоснарядным бронированием получил орден Красной Звезды.

В Ленинграде у Кошкиных родились дочери – Лиза и Тамара.

Танк – оружие наступательное

В 1936 году Михаила Ильича направили в Харьков, где велась разработка первых советских танков. Кошкиным дали квартиру в заводском доме. В комнатах уже стояла мебель, сделанная в цехах предприятия.

Кошкин постоянно призывал коллег: «Думаем все! Думаем вместе!», поддерживал талантливых самородков. Руководитель конструкторского бюро, заядлый болельщик, вместе с сотрудниками ходил на футбол, отдыхал в парке. Его уважали.

В те годы танки делили на классы. Одни – скоростные и маневренные для атаки, где вооружение и броня были на втором месте. Танки для поддержки пехоты имели повышенную проходимость и большую огневую мощь. Для штурма делали тяжелые, тихоходные громадины с мощной броней и вооружением. Кошкин мечтал соединить все лучшие качества в одной машине.

До его приезда уже разработали модель танка с колесно-гусеничным ходом. Гусеницы надо было натягивать на колеса, как калоши. Колеса хорошо шли по шоссе, а на целине и песке буксовали. Еще танки «прыгали» через ямы и рвы. И хотя при этом было много поломок, прыжки руководство впечатляли.

Кошкин не понимал увлечения этим внешним эффектом, когда речь шла о боевой машине. Возникла дискуссия: нужен ли танку колесный ход при наличии гусеничного? Михаил Ильич предложил убрать колеса. Но гусеничный танк его противники презрительно называли «калошами без ботинок». Вмешался Сталин, предложив работать сразу над двумя вариантами: «Мы посмотрим оба танка. И пусть победит сильнейший».

В гусеничный вариант конструкторы внесли много рационального в расположение узлов и агрегатов. Находкой стала и эргономичная форма корпуса, похожая на черепаху. Название танку Кошкин придумал давно. В 1934 году на него огромное впечатление произвела встреча с Кировым. С этого же года началась бронетанковая биография конструктора. Значит, Т-34.

На испытаниях две опытные машины подтвердили высокие технические и боевые качества. На открытых платформах поезда их должны были везти на «экзамен» в Москву. Но количество пройденных на испытаниях километров не соответствовали норме. Из-за этого танк проигрывал в глазах комиссии.

Кошкин принял смелое решение: танки поедут в Москву своим ходом!

Первая ласточка

ЕГО ОТГОВАРИВАЛИ: танки увязнут в снегу, возможны поломки. Кошкину, переносившему простуду на ногах, ехать вообще нельзя. И Вера Николаевна просила мужа не ехать. Он болен, а она оставалась с тремя дочерьми на руках. Танечке был всего годик.

Т-34 был не комфортабельным. Это немцы оббивали изнутри свои «тигры» мягким покрытием, а англичане и американцы удивлялись, как можно воевать, если в танке нельзя приготовить кофе с бутербродами… И все же 5 марта 1940 года две машины выехали из заводских ворот. В танке сильно трясло, сидящих в нем кидало от стенки к стенке, было холодно. Кошкина бил озноб, душил кашель. Но он радовался, что у Т-34 великолепная проходимость.

Семнадцатого марта танки, изготовленные на разных заводах, предстали перед правительством. Осмотрев Т-34, Сталин сказал: «Это будет первая ласточка наших бронетанковых сил!» Машину решили срочно поставить на серийное производство.

По дороге домой один танк упал в воду. Помогая вытаскивать его, Кошкин промок. В Харькове его положили в больницу, но 26 сентября 1940 года Кошкина не стало. За гробом шел весь завод.

А в октябре началось серийное производство его танка. К началу Великой Отечественной войны наша армия получила почти идеальную боевую машину — простую, надежную, быструю, маневренную, с огромным ресурсом для модернизации. И дешевую. Танк был подарком фронтовым механикам: подбитые машины ремонтировались прямо на поле.

Гитлер узнал о существовании Т-34 на третий день после нападения на СССР. Приказал повернуть победно рвавшуюся на Москву танковую армию: «Харьков важнее, чем Москва». Однако 40 эшелонов с оборудованием и танкостроителями уже были готовы к эвакуации на Урал. Немецкие генералы признавались, что Т-34 произвел сенсацию и что поразить его в бою – огромное искусство.

В 1942 году Михаилу Кошкину присудили (посмертно) Сталинскую премию. В 1990 году присвоили звание Героя Социалистического Труда.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 1
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.