сегодня: 23 января, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 118 от 06 июля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / СЕМЬЯ / За деньги счастья не купишь

За деньги счастья не купишь
06.07.2010 , № 118 от 06 июля 2010 г.
Дневник матери

Дети не живут в изолированном мире. Ушки у них всегда на макушке. Семейные разговоры о деньгах их тоже интересуют. Дети и деньги – на эту тему рассуждает мама, ведущая дневник.

Среда, 17 марта
ПРИВЕЛА дочку в школу. До первого урока еще было время. Стоим во дворе, разговариваем с другой мамой. Дети рядом.

— Когда мои родители будут богатые, они мне все купят, — говорит моя дочка. – И не у тебя одной будет мобильный телефон.

Разговоры о деньгах я слышала от детей не раз. Понимаю: они хотят жить в состоятельной семье и ни в чем не испытывать нужды. А разве мы, взрослые, желаем иного? Вопрос в том, как деньги тратить. Мы с мужем, например, если бы имели больше средств, гораздо чаще путешествовали вместе с детьми.

— Какая у вас зарплата? – спросил однажды Данька.

Что ответить? Приуменьшить в целях «безопасности», чтобы не клянчил на всякую ерунду, или преувеличить, показав, что и мы умеем зарабатывать не хуже других? В тот раз я сказала:

— Поговорим об этом потом.

А сама пошла за советом к психологу.

— Детей уже в 5-6 лет волнует количество денег в семье, — сказала она. – Говоря на эту тему, не нужно конкретики. Скажите, что зарплата средняя, нормальная. Излишне подчеркивать свою бедность не стоит: это снижает самооценку детей. С другой стороны, если родители хвастают высокими доходами, считая это главным своим достижением, то и дети начинают вести себя высокомерно.

Желательно подключать ребенка к обсуждению семейных трат. Пусть видит, что его не обманывают: денег на дорогостоящие игрушки и забавы в самом деле нет. И хотя он сам не зарабатывает, но тоже несет ответственность за семейный бюджет.

— Почему вы мало зарабатываете, а родители Витьки много? – спросил меня сын. — Он на машине в школу приезжает. Летом опять поедет за границу.

Как отвечать на это?

— Скажите, что есть семьи и с более низким доходом, чем ваш, — советовала психолог. — А кое-кто вообще едва сводит концы с концами. И не все тут зависит лично от родителей. Кроме того, заметьте, что для вас деньги – средство, а не цель. Вы высоко цените и нематериальные блага. Например, хорошие отношения в семье. Ведь за деньги счастья не купишь.

— Давать ли деньги ребенку на карманные расходы?

— Конечно! Ведь иначе он не научится ими пользоваться.

И я вспомнила, как дала однажды Кате деньги на мороженое и сказала, чтобы на сдачу она купила батон. Сама же, оставаясь дома, волновалась. Ведь это в первый раз!

Мороженое дочка купила, но не то, что надо, а дороже, и на хлеб денег не хватило. Это произвело на Катю огромное впечатление.

— Может, продавщица не всю сдачу дала? — пыталась понять она.

Мы вместе по чекам все проверили. «Виновной» оказалась Катя: она неправильно рассчитала стоимость двух товаров.

— Уже в детском возрасте ребенок должен приобщаться к умению планировать свои доходы и расходы, — говорила психолог.— Дети, выросшие вне социума в школе-интернате и не получившие определенных навыков, всю первую получку спускают в первые же дни. Не умеют планировать! А сколько есть примеров, когда молодожены нерационально распоряжаются бюджетом, а потом удивляются, куда деньги делись. Так что и в магазин детей посылайте, и учите их считать свои карманные деньги. Причем ученику первого класса можно выдавать деньги ежедневно, а подростку – раз в месяц, чтобы учился их распределять. Очень хорошо, если ребенок сэкономит часть карманных денег на недорогие подарки ближним.

И еще одно. Не ругайте ребенка за то, что купил «какую-то дрянь». Это его деньги? Ведь вы сами так сказали, давая их, и добавили, что он может покупать себе что захочет. Он так и поступил. Ведь для него маленький фонарик или компьютерный диск – давняя мечта. А если подросток летом сумеет сам немного заработать и принесет деньги в семью, это должно быть оценено очень высоко. Значит, у вас подрастает настоящий помощник!

Вторник, 11 мая


В ГРУППУ детсада, куда ходит моя племянница, поступил новый мальчик Коля. Ребятня его окружила, стала с ним играть. А через пару дней Коля оказался один, в стороне. Стал плакать, проситься домой. Что случилось? Его мама попыталась это выяснить. Оказывается, малыши окрестили Колю «глупым» и потому не играли с ним.

Психолог детсада поработала в этом направлении и увидела, что Коля не глуп, физически развит нормально. Просто он «медленный» ребенок. Есть активные дети, гиперактивные и замедленные. Но заставить одних дружить с другими по приказу нельзя! И воспитатели нашли выход. Зная, что мальчик крепкий, серьезный, они втайне от других ребят научили его прыгать через натянутую веревку. Он не спеша подходил к ней, сосредотачивался и прыгал, ни разу не задев веревку ногой. У других детей получалось хуже.

Потом устроили соревнование. И Коля победил. Ему вручили подарок. Причем продуманный. Чем наградить победителя? Грамотой? Сфотографировать, как он прыгает, и подарить фото? Но это будет личный приз. Зная, что Коля – добрый мальчик, купили для него конфеты. И он тут же угостил ими проигравших соперников. Ребята вновь потянулись к нему.

В то время его мама уезжала в трехнедельную командировку. Ребенка забирала из сада бабушка. Приехав, мама была поражена изменениям, которые произошли с Колей. Он стал более энергичным, общительным, перестал стесняться чужих людей. Позже психолог провела для родителей занятие, дала несколько советов. Вот они.

Ежедневно выделяйте время для игр с ребенком. Иногда достаточно 15–20 минут, иногда – больше. Это очень важно для развития детей.

Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок видел, чему научился и что еще надо освоить.

В игре обязателен элемент соперничества. Дошкольнику нужно научиться бороться. Дети, которые соревновались между собой, гораздо дружелюбнее. Ведь у каждого ежедневно накапливается определенный уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В соревновании происходит ее сброс. Играя с ребенком, вы стимулирует его к победе. Не забывайте, что он должен иногда и проигрывать. Правда, учитывая специфику детского возраста, не часто. Важно научить его правильно относиться к поражению и понимать, почему он проиграл.

Не стоит играть во что попало. Список игр могут подсказать в детсаду. Игры должны постепенно усложняться. Например, сначала научите малыша играть в лото, затем в домино, в шашки, а потом можно и в шахматы. И нельзя все это взваливать на маму. Пусть с ребенком занимаются поочередно и папа, и мама, и бабушка, и дедушка. А в иных играх полезно принять участие всем членам семьи.

Психологи говорят, что систематические игры с ребенком — это долгосрочные инвестиции в его будущее. Ни один репетитор не сможет дать столько, сколько семья, заинтересованная в развитии новой личности.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.