сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 105 от 15 июня 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / СЕМЬЯ / Компьютер ребенку друг или враг?

Компьютер ребенку друг или враг?
15.06.2010 , № 105 от 15 июня 2010 г.

Отцы и дети

Лето в разгаре, а многие дети не покидают город. До сентября вынуждены провести каникулы, что называется, на асфальте. И в комнате за компьютером. Враг он ребенку или друг?

Странная парочка

НЕСКОЛЬКО лет подряд, собираясь по утрам на работу, я вижу из окна женщину, которая приходит на трамвайную остановку с дочкой. Девочка, можно сказать, выросла на моих глазах. Почти девушка. Но почему мама все еще водит ее за руку?

Как-то, поджидая трамвай, я вновь увидела загадочную пару. И решила познакомиться. Женщина назвалась Александрой Дмитриевной.

Она рассказала, что одно время ее дочь Даша страдала компьютерной игроманией. После развода с мужем матери пришлось пойти на вторую работу, которая давала дополнительный заработок и отвлекала от депрессии. Даша тогда училась в пятом классе. В школу ходила сама. Мама давала ей деньги на питание в школьной столовой.

— Я никогда не запрещала дочери общаться с отцом, которого она безумно любит, — рассказывала Александра Дмитриевна. — Но Дашенька все равно очень переживала его отсутствие. Стала замкнутой, не рассказывала о школьных делах.

Однажды матери позвонила классная руководительница с просьбой вернуть однокласснику Даши долг 50 гривен.

— Я очень удивилась. На мои вопросы дочь не отвечала. А иногда на нее находили приступы злобы, — рассказывала Александра Дмитриевна.

Она решила провести свое расследование. На другой же день тайком пошла за Дашей и увидела, что та вместо школы направилась в компьютерный клуб. Купила абонемент и играла.

— Выждав пару минут, я зашла туда же, — говорила Александра Дмитриевна. — Дочь меня даже не заметила, настолько была увлечена игрой. Я тронула ее за плечо. Она как-то вяло на меня отреагировала. Идя в школу уже на третий урок, Даша отвечала на мои вопросы невпопад. Мысленно она все еще была в игре.

— Но ваша дочь вполне адекватна, улыбчива, — заметила я.

— Мы победили эту зависимость благодаря школьному психологу. Если бы за дело взялась я сама, то, кроме скандалов, ничего бы не вышло. Психолог порекомендовал мне подружиться с дочерью, чаще бывать вместе, приглашать ее друзей в гости и записать девочку в какой-то кружок.

Они выбрали театральную студию. На сцене Даша преобразилась. Она выплескивала здесь свои негативные эмоции, подзаряжалась положительными.

— Теперь Дарья мечтает о театральном институте. А наша привычка вместе ходить, держась за руки, осталась до сих пор, — улыбнулась женщина.

Заменила папу игрой

СОВРЕМЕННЫЕ дети подолгу сидят перед телевизором и компьютером. Если предыдущее поколение увлекалось книгами, то нынешнее предпочитает получать информацию через видеоряд.

Сегодня индустрия компьютерных игр так развита, что игромания поглощает все больше людей. И детей тоже. Этому способствует и доступность интернет-клубов. А причины возникновения игровой зависимости у каждого свои.

У детей это чаще всего одиночество. В виртуальной игре ребенок находит “друзей”. Мальчики “участвуют” в автогонках, “побеждают” злодеев. Девочки “ходят” по магазинам, “одевают” кукол, “переставляют” мебель в квартире. Полученная радость заставляет их возвращаться к игре вновь и вновь.

Толкает ребенка к компьютеру и неудовлетворенность собой. В школе ругают, дома тоже, друзей нет. А в игре он — герой и счастливчик.

— Существует четыре этапа этого эмоционального заболевания, — рассказывает детский психолог Наталья Завороцкая. — От просто увлечения до невозможности остановиться. Начинаются заем денег у одноклассников, долги, ложь, прогулы уроков. Когда в школе случаются неприятности, дома — скандалы, с друзьями — разрыв, то наступает фаза отчаяния. Тут господствует паника, влекущая за собой кражи и другие противозаконные действия. Ребенок уже не в состоянии остановиться. Ему во чтобы то ни стало нужны деньги на приобретение абонемента в компьютерный клуб. На последней, безнадежной стадии превалирует чувство безысходности, появляются мысли о самоубийстве и даже попытки этого. Отчаяние глушится алкоголем, наркотиками.

Так и Даша была оставлена один на один со своими проблемами. Тяжело переживая развод родителей, она нашла место, где смогла снимать эмоциональное напряжение. То есть заменила папу игрой.

Незаметно для близких Даша прошла уже две стадии заболевания, и если бы не звонок из школы, неизвестно как далеко зашла бы ее хворь.

— Вылечиться от игромании можно, — говорит психолог. — В отличие от алкоголизма или наркомании, это не хроническое заболевание. Но нужны желание самого ребенка и поддержка родителей. А начать следует с выявление причин. Ведь что-то толкнуло мальчика или девочку к этому. Как любую болезнь, игроманию не надо запускать. Потому каждому родителю, ученикам средней и старшей школы в начале учебного года я выдаю листок с описанием симптомов этой болезни. В зоне особого риска школьники 12-16 лет.

Играя, учусь

НО НЕ БУДЕМ совсем чернить компьютер. Ведь он дает и много полезного. Например, помогает интеллектуальному развитию детей. Компьютерные игры составлены так, что ребенок даже 4-5 лет может представить не единичное понятие или ситуацию, а получает представление обо всех похожих ситуациях и предметах. При этом развиваются важнейшие операции мышления — обобщение и классификация, которые при стандартном обучении формируются только с 6-7 лет.

Компьютер улучшает память и внимание. Сами дети непроизвольно запоминают только эмоционально яркие факты, а компьютер, красочно подавая новый материал, ускоряет его запоминание, причем надолго. Да и сам процесс получается более осмысленным. А это уже запоминание с заранее поставленной целью, над чем тщетно бьются иные учителя на своих скучных уроках.

Быстрое нажатие клавиш и сочетание движений рук с действиями на экране развивают зрительно-моторную координацию ребенка. Много и других плюсов у молчаливого учителя по имени компьютер.

А еще компьютер способен на чудеса. Некоторые дети даже к шести годам плохо понимают, где право и лево. Это не говорит об их умственной отсталости или задержке развития. Но и надеяться на то, что все пройдет само собой, тоже не следует. Компьютер же легко и быстро помогает преодолеть такой сложный дефект, для которого и опытным психологам порой нужно несколько месяцев.

Компьютер — друг и помощник семьи, где есть дети. Но нельзя перегибать палку. Ведь даже чудодейственное лекарство может стать ядом, если превысить дозу.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.