сегодня: 20 сентября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 62 от 07 апреля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Параллельные истории

Параллельные истории
07.04.2010 , № 62 от 07 апреля 2010 г.

Школа

В Киеве в Российском центре науки и культуры завершила работу Международная научно-практическая конференция “История в школьных учебниках: опыт преподавания истории в странах СНГ и Балтии”. В ней приняли участие ученые и учителя-практики из Украины, России, Беларуси, Молдовы и Киргизии. По их общему мнению, ситуация со школьной историей такова, что она давно уже вышла за пределы понятия “наука” в сферу обслуживания “национальных интересов”.

Торжество нациоцентризма

ВПЕЧАТЛЕНИЕ такое, что истории народов, живших бок о бок в течение веков, формировались на разных планетах, причем параллельно. В большинстве стран СНГ и Балтии (Украина здесь в первых рядах) стали придерживаться нациоцентризма, в основу которого с самого начала были заложены антисоветские и антикоммунистические идеи, переросшие со временем в антирусские. Пересмотр советской и дореволюционной истории в школьных курсах, ее фальсификация, приводят к тому, что история новых постсоветских государств преподносится преимущественно как многовековая борьба народов этих стран за независимость. При этом неудобные факты замалчиваются или толкуются, как того требуют государственные мужи.

В частности, как отметил в своем выступлении директор Института археологии НАНУ академик Петр Толочко, активно пропагандируется миф о том, что с XVI–XVII веков собственно украинская история на несколько столетий закончилась, поскольку Украину “захватили москали”.

По его словам, “этот миф очень примитивный, но он особенно опасен, поскольку он переводит Украину из субъектов исторического процесса в объект, когда украинцы как бы и никакой ответственности за свое прошлое не несут. И показывает, что будто бы не было у нас никакой общей истории. Договорились уже до того, что и Великая Отечественная война — не наша война, а какая-то “война русских с немцами”, а мы в стороне”.

Из выступлений участников следует, что из всех постсоветских республик только в Беларуси Великая Отечественная война осталась Великой и Отечественной. В каждой из стран настойчиво утверждается новый сонм национальных героев. В Украине — это вояки УПА, в Узбекистане — басмачи.

В научных кругах родилось даже понятие поп-истории, по аналогии с поп-музыкой и поп-культурой. Смысл его в доведении содержания курса до научного примитивизма. Так легче оболванивать и воспитывать патриотов. В США, например, где, очевидно, свой вариант истории, молодые люди считают, что во Второй мировой войне против фашизма боролась только Америка, которая победила на всех фронтах.

Опасность мифов, которые преподносят школьные учебники, в том, что они впоследствии могут сыграть разрушительную роль в межнациональных отношениях в СНГ.

«Бедный» Пушкин

НЕ ЗАБЫВАЮТ расставить идеологические акценты и в курсах зарубежных литератур, куда уже давно на всем пространстве СНГ входит литература русская. В этом смысле ярким примером показалась мне изложение биографии Пушкина в одном из украинских пособий — “Методичний посібник для вчителів” Ольги Куцінко. (Харьков, 2009). Здесь Пушкин, заслуги и достижения которого, слава богу, не оспариваются, представлен “европейцем, который плохо чувствовал себя в России”. С виду неприметная, но очень важная деталь, работающая в русле еще одного распространенного у нас идеологического мифа: Россия — азиатская (при этом подразу­мевается, что Украина, конечно же, европейская), и культурный человек в непросвещенной азиатской России не мог чувствовать себя уютно. Кстати, автор наверняка знает, что Пушкин за пределы России никогда не выезжал. А чтобы почувствовать себя неуютно, нужно было почувствовать хотя бы разницу.

Нет — вирусу беспамятства

— ВЛАСТИ постсоветских государств посредством исторического образования взращивают в своих гражданах агрессию и ненависть к России, сеют вражду между народами, питают внутри— и межгосударственные конфликты, — рассказал “РГ” принимавший участие в конференции член ЦК КПУ, председатель Антифашистского комитета Украины Георгий Буйко. — Но в Украине они усугубляются еще и тем, что здесь есть сильное фашистское течение, имеющее свою идеологию, свои традиции. Мы решительно против того, чтобы националистические мифы и вирус беспамятства уничтожали нашу общую историю.

По убеждению участников конференции, историческое образование должно базироваться прежде всего на принципах объективности и научности, на положительных примерах взаимоотношений между соседями. Не должно быть места в школьных учебниках злобе и вражде, жестокости и лжи.

А историкам, в особенности авторам учебников, учителям, а также политикам хорошо бы чаще вспоминать слова Цицерона: “Первый закон истории — бояться любой неправды, а потом — не бояться любой правды”.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.