сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 61 от 03 апреля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Символ «праздника праздников»

Символ «праздника праздников»
03.04.2010 , № 61 от 03 апреля 2010 г.

Неизвестное об известном

Нет в православии более красивого и светлого праздника, чем Пасха. И неизменными атрибутами “праздника праздников” являются пасхальные куличи и яйца...

Когда везде звонят колокола

ГОТОВЯСЬ к Пасхе, мы заранее убираем и украшаем дом. А в Чистый четверг на последней Страстной неделе начинаем праздничные хлопоты: до восхода солнца нужно обязательно помыться, потом испечь куличи, покрасить яйца...

В канун праздника повсюду звонят колокола. Считается, что в ночь на Пасху спать нельзя. И время это многие украинцы проводят в церкви, принося туда для освящения корзины со снедью. Практически в каждой пасхальной корзинке есть кулич, сало, колбаса, хрен, голубцы и яйца.

Придя из церкви, люди начинают разговляться. Девушки умываются водой, в которой лежало освященное пасхальное яйцо. Есть поверье, что таким образом они сохранят красоту и свежесть. Пасхальный завтрак обязательно начинается с кулича, к которому относятся очень почтительно. А горбушку от него сохраняют в качестве талисмана...

Крашенки, крапанки и малеванки

И ВСЕ ЖЕ главный символ “праздника праздников” пасхальные яйца — символ жизни и возрождения. Чтобы сделать их яркими, привлекательными, массовая торговля предлагает разные краски и наклейки, а художественные магазины — даже глиттер (декоративные блестки), контуры и стразы, с помощью которых при наличии определенной фантазии можно сделать из яиц настоящие произведения искусства. А вот какие яйца украшали пасхальные столы наших прабабушек?

Как и нынче, самыми популярными были в старину крашенки. Сейчас мы чаще всего красим яйца пищевыми красителями — удобно и быстро. Только вот как-то... бездушно. В старину же в дело шли красители натуральные — луковая шелуха, соки растений, плодов и овощей (особым успехом пользовался свекольный сок). Использовали также березовые листья, сажу. А иногда предназначенные для пасхального стола яйца обматывали сухими листьями, перевязывали разноцветными нитками и варили. Получались весьма интересные “мраморные изделия”.

А еще были раньше крапанки — производное от слова “крапать”, то есть покрывать каплями. Знатоки говорят, что это простейшая форма писанки, поскольку техника их изготовления в чем-то близка. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Восковой капельке с помощью шпильки оттягивают “хвостик” — получается забавный лепесток. Как только воск остынет, яйцо кладут в холодный раствор другого цвета. А после высыхания краски опускают его в горячую воду. Воск тает, и получается необычное яйцо.

Ну а кроме этого были прежде и яйца-малеванки, раскрашенные акварельными, акриловыми или же специальными красками. Полвека назад мой дядя делал замечательные малеванки с помощью акварели. Я хорошо помню, как в детстве мы с сестрой и братом с замиранием сердца следили, как в Чистый четверг из-под его кисточки выходили сказочные цветы и птицы, удивительные дворцы и храмы, диковинные растения и даже небеса, покрытые золотыми звездами. Эти чудеса украшали две загадочные буквы “ХВ”, что означало нечто еще более таинственное для нас: “Христос воскресе”...

С тех пор я знаю, что раскрашивать следует еще горячие яйца. Тогда краска не будет растекаться и высохнет быстрее. А еще знаю, что белый, желтый, золотой — это цвета духовности, света и чистоты, зеленый — цвет надежды, голубой и синий — символ неба и веры. А красный — цвет жизни и возрождения...

В Прикарпатье — желтый, красный и черный, а на Черниговщине — красный, черный и белый

К СТАРЫМ традициям относятся и дряпанки (от слова “дряпать”, царапать). Для них брали обычно коричневые яйца, скорлупа которых, как правило, прочнее, чем у белых. Яйца варили, затем красили в какой-нибудь цвет потемнее и сушили. Узор наносили острым предметом — ножом, шилом или толстой иглой.

Вершиной же “яичной живописи” были искусно расписанные писанки. Особо выделяются здесь украинские изделия — подлинные шедевры народного творчества. В них использовались изображения растительного и животного мира, геометрические фигуры. По орнаменту и колориту можно было определить, откуда “прикатило” на пасхальный стол яйцо. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый и белый. Эти яйца никогда не ели — они использовались как подарки и обереги.

Привет от киевских страусов

БЫЛИ в старину и более редкие по методу изготовления пасхальные яйца. Например, восковки-бисерки. Чтобы получилось такое яйцо, покрытую воском или парафином скорлупу обильно обкладывали мельчайшими бусинками. Иногда бисер нанизывали на нитку, обматывали ею яйцо и фиксировали узоры с помощью клея. Встречались (правда, редко) и “прорезные писанки”, когда из цельной скорлупы вырезалось хрупкое ажурное изделие. А на востоке Украины была популярна (и возрождается сегодня) так называемая монастырская писанка. Ее украшают настоящие кружева.

И еще. Говоря о том, какими бывают символы Пасхи, нельзя не сказать о факте, еще недавно абсолютно нетипичном для Украины. Среди пасхальных сувениров у нас теперь можно встретить гигантские яйца размером со среднюю дыню. Их происхождение стало мне понятно после командировки в одно из фермерских хозяйств Киевщины.

Здесь, почти на берегах Днепра, разводили... страусов. Наблюдая, как повар фермерского ресторанчика готовит для гостей экзотическую яичницу, я с удивлением заметил: рядом с кухонными принадлежностями у него лежит... дрель! Готовя омлет, повар не разбил яйцо, а осторожно просверлил в нем два отверстия и выпустил содержимое на сковородку. Скорлупу же аккуратно обернул салфеткой и положил в специальный ящик.

— Это тоже наш доход, — пояснили хозяева фермы. — Полые страусиные яйца с удовольствием покупает братия одного из монастырей. Из них они делают великолепные пасхальные сувениры. Не хуже яиц Фаберже. По крайней мере, туристы их расхватывают...

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.