сегодня: 19 сентября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 47 от 16 марта 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Путешествие в Крымскую Грецию

Путешествие в Крымскую Грецию
16.03.2010 , № 47 от 16 марта 2010 г.

Крымский полуостров всегда был своеобразным перекрестком культур и цивилизаций. Неудивительно, что сегодня здесь проживают представители 120 национальностей. Яркий след в крымской истории оставили греки. Они явились первыми цивилизаторами этой земли, основав на полуострове и в Северном Причерноморье в целом такие города-полисы, как Херсонес, Калос Лимен, Ольвию и другие. Впрочем, влияние греческой культуры в Крыму только этим не ограничилось.

Новая родина

СЕЛО Чернополье — примерно в 45 километрах от Симферополя по Феодосийскому шоссе на территории Белогорского района. Его прежнее название — Карачоль. Происходит оно от тюркских слов “кара” — черный и “чель” — земля, степь, невозделанное поле. Карачоль было переименовано в Чернополье в 1948 году с учетом русского перевода прежнего названия села.

...В конце русско-турецкой войны 1828-1829 годов жители греческого села Корфо-Колиба, что в переводе означает “плавающая вершина”, спасаясь от турецкого гнета, попросили русское подданство. Село находилось близ города Малки Самоков в восточной Фракии высоко в горах. Местность эта называлась Восточной Румелией. В Корфо-Колиба насчитывалось 40 дворов. Местные жители в основном занимались скотоводством и хлебопашеством, производством древесного угля и скипидара.

В 1930 году более двухсот жителей Корфо-Колиба прибыли в Крым. В Карачоле фракийские греки появились в первой половине 70-х годов XIX века. К 1915 году здесь уже было 104 двора, в которых проживали 537 человек взрослых (в дореволюционных переписях населения дети не учитывались). В настоящее время из двух тысяч жителей села Чернополье фракийским греком является каждый десятый.

Население села благодаря компактному проживанию сохраняло родной язык и культуру. В 1887 году в селе открылась церковноприходская школа, в которой проводились занятия по греческому языку, все остальные предметы преподавались по-русски.

Греки-переселенцы почитали святых равноапостольных Константина и Елену, которые были покровителями их старого села во Фракии. Поэтому 1913 году в Карачоле была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, которая через три года отметит свое столетие.

Чиновничье равнодушие

В НАСТОЯЩЕЕ время село Чернополье — культурный очаг крымской Греции. Стараниями председателя Общества греков поселка Ирины Константиновны Зековой здесь был создан культурно-этнографический центр “Карачоль”, призванный не только сохранять и возрождать культуру крымских греков, но и широко популяризировать ее в нашей стране и за рубежом.

В 1999 году при поддержке Генерального консульства Греции в Одессе и его главы господина Алексиса Стефаноса в Чернополье началось строительство греческого этнографического музея, который был открыт спустя пять лет — 14 января 2004 года, в праздник Святого Василия Великого. Это воссозданная греческая усадьба середины XIX века. В экспозиции музея представлены предметы быта, одежда, вышивки, старинные фотографии, которые знакомят его гостей с укладом жизни фракийских греков в Крыму. Поражает то обстоятельство, что их жилища даже в лютые морозы не отапливались. Печь в греческих домах служила исключительно для выпечки хлеба. Чтобы выжить в таких условиях, безусловно, требовалось недюжинное здоровье.

— Моя мечта сбылась, — рассказывает Ирина Константиновна, — мы построили в поселке наш музей. С 1996 года благодаря моей помощнице Елене Николаевне Кучугурной в нашей Чернопольской школе ведется преподавание новогреческого языка, в поселке есть святой источник, отреставрирована церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Правда, огорчает, что наш культурно-этнографический центр “Карачоль” до сих пор не имеет официального статуса. Я периодически провожу экскурсии, но не могу полностью посвятить этому время, иначе домашнее хозяйство у меня придет в упадок.

Хотя решением Белогорского райсовета от 27 декабря 2006 года музею в Чернополье был присвоен статус общественного и он был принят в общую собственность территориальных громад района, никакого финансирования со стороны местных властей не получил. Так что музей существует исключительно благодаря энтузиазму греческой общины.

— Ежегодно, — продолжает Ирина Константиновна, — 3 июня со всех уголков Крыма в Чернополье съезжаются греки на свой главный религиозный праздник Панаир, посвященный святым Константину и Елене. По традиции в этот день на территории храма в жертву приносятся животные, после чего на открытом огне в больших котлах готовится угощение — “кромидато” (это нечто вроде шурпы, только без картошки). Затем устраивается общая трапеза, а потом начинается гулянье. Мы многого не требуем, но крымские власти, по крайней мере, могли бы нам помочь в организации хотя бы этого праздника.

Крым.

 

Автор: Дмитрий ВОЛОКИТИН.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.