сегодня: 17 января, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 33 от 20 февраля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Виражи Михаила Ефимова

Виражи Михаила Ефимова
20.02.2010 , № 33 от 20 февраля 2010 г.

Звездные мгновения Украины

21 марта 1910 года в Одессе первый профессиональный летчик Российской империи Михаил Ефимов совершил публичный полет на аэроплане. Одним из первых в мире он осуществил виражи, спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем, первым стал летать ночью.

Сменил велосипед на самолет

МИХАИЛ Никифорович родился 13 ноября 1881 года в деревне Аполье Смоленской области. Через десять лет его отец с женой и тремя сыновьями переехал в Одессу и стал работать слесарем.

Дети пошли учиться в железнодорожное техническое училище. В 1904 году Михаил и его брат приехали на станцию Оловянную в Забайкалье и два года прослужили на железной дороге телеграфистами. Здесь будущий летчик впервые услышал о полетах американцев братьев Райт и был поражен.

Но вот опять Украина. Михаил Ефимов, электрик телеграфа Одесского отделения Юго-Западной железной дороги, вслед за известным гонщиком и одним из первых авиаторов России Сергеем Уточкиным увлекается велоспортом. На свою получку старший брат купил Мише старенький велосипед. Тот завоевал на нем призы.

Потом Михаил увлекся мотоциклом, сам приобрел “Пежо”. Каждое утро, до службы, на бешеной скорости он летел по улицам к ипподрому на тренировки. Стал чемпионом России по мотоциклетному спорту.

Но мысль о полетах не исчезла. Когда в Одессе открылся аэроклуб, Ефимов не побоялся прыгнуть с парашютом с высоты 400 метров. Сегодня ее называют опасной: парашют может не успеть раскрыться...

Еще Михаил освоил планер. Газеты пишут о нем как о “рекордсмене по количеству полетов на планере”.

Во Францию на деньги банкира

БАНКИР и владелец авиаклуба Ксидиас, решив заработать на ставших модными полетах, искал смельчака. Иностранцы давно получали хорошие деньги за полеты перед одесситами. Банкир предложил Уточкину договор, по которому за обучение во Франции он должен три года отработать у Ксидиаса. Сергей отказался. Банкир обратился к Ефимову. А тот “мог продать душу хоть самому дьяволу для того, чтобы научиться летать”.

Приехав в сердце мировой авиации — город Мурмелон, Михаил направился к владельцу авиазавода Анри Фарману и полчаса жестами объяснял, что хочет учиться у него.

“Первый русский” во французской школе оказался талантливым. 25 декабря 1909 года выполнил самостоятельный полет продолжительностью 45 минут, а 21 января 1910 года получил диплом. Фарман, считая Ефимова лучшим учеником, предложил ему стать инструктором. Тот сказал, что обещал вернуться домой.

Исторический полет


ОДЕССКИЙ ипподром едва вмещает желающих посмотреть “полет всемирного рекордсмена Ефимова на аэроплане”. Опасаясь беспорядков, сюда согнали 8 тысяч солдат, 380 городовых, 44 конных стражника, 32 надзирателя.

Солдаты выкатывают из ангара аэроплан “Фарман-4”. Он делает три круга на высоте 50 метров и приземляется. Люди кричат “Ура!”, оркестр играет марш. Летчика на руках несут по кругу.

Через две недели аэроклуб Франции пригласил Ефимова участвовать в международных состязаниях. Михаил стал думать. Тогда Фарман предложил ему деньги в долг для уплаты неустойки Ксидиасу. Ефимов уехал в Ниццу. И опять огромный успех — первое место. Из призовых денег пилот расплатился с Фарманом, рассчитался с банкиром и купил себе самолет.

В Вероне он занял второе место. В Будапеште братья Вуазен уговорили его испытать их биплан. Произошла авария: конкуренты повредили управление. Получив ушибы головы и почек, Ефимов, полностью не выздоровев, продолжил состязания и получил приз за планирование с высоты 1000 метров. В Руане завоевал приз за подъем наибольшего груза, в Реймсе поставил мировой рекорд за скорость и продолжительность полета с пассажиром.

Его имя становится легендой. Он выступает в Санкт-Петербурге, Москве, знакомится с Николаем Жуковским — автором всемирно известных трудов по авиации. К его советам Ефимов позже прислушивался.

Первооткрывателем “мертвой петли” был Петр Нестеров. Вторым, кто отважился на смертельный трюк на “этажерке”, стал Ефимов. После этого предложил ввести ремни безопасности. Говорил: “Летать вверх тормашками может любой. И выпасть из кабины тоже”.

Школа в Севастополе

ЕФИМОВА назначили старшим инструктором первой в России военно-авиационной школы. Находилась она в поселке Кача под Севастополем. Несмотря на большую занятость в ней, летчик занимается усовершенствованиями полетов. Так, разработал приспособление, позволяющее пилоту запускать двигатель без посторонней помощи.

За заслуги в области авиации Михаилу Никифоровичу присвоили звание почетного гражданина Севастополя.

Во время Первой мировой войны он выполнял боевые задания по разведке и бомбометанию. Одновременно заведовал технической частью отряда. А за проявленное мужество стал полным Георгиевским кавалером, получил чин прапорщика.

Идея создания двухмоторного бронированного самолета, на котором “можно будет летать подобно птицам со всеми их виражами и садиться так же, как птицы”, долго не давала Ефимову покоя. По сути, это был боевой штурмовик. Изобретателю удалось заинтересовать воздушной машиной великого князя — шефа русской авиации. И в марте 1916 года Михаил Никифорович приехал в Киев для разработки проекта. Но через две недели из-за интриг чиновников оказался на гауптвахте, потом — в авиаотряде. В перерывах между боевыми вылетами летчик все же завершил проект. “Сверху” затребовали чертежи. Их дальнейшая судьба неизвестна.

В начале 1917 года Ефимова перевели в гидроавиацию Черноморского флота. Здесь он узнал о Февральской революции. После Октябрьской революции стал членом Севастопольского ревкома.

Когда немцы захватили Севастополь, Ефимова арестовали. Из тюрьмы он вышел после того, как Красная Армия освободила город. Затем город взяли деникинцы. Ефимов с армией отступил в Одессу. Но туда нагрянули белогвардецы. Ефимов схвачен. Приказ — расстрелять. В августе 1919 года его, связанного, посадили в шлюпку и вывезли на середину бухты. Офицер сказал, что дает шанс на спасение — добраться вплавь до берега. Обещал не стрелять. Пленнику развязали руки, и он нырнул. Но тут же раздался выстрел...

Ефимов, красный боец, был казнен своими знакомыми по авиашколе. Легендарному летчику шел 38-й год.

Старый новый самолет

НАКАНУНЕ 100-летнего юбилея полета Ефимова одесситы задумали воссоздать его самолет. Обратились в студенческое конструкторское бюро Харьковского аэрокосмического университета. Сегодня в Харькове строят самолет по чертежам 100-летней давности. Их отыскали в библиотеке. Каркас машины уже готов, есть кабина. Заказчик просил сделать так, чтобы самолет летал. На нем собираются выполнять рейсы по маршруту Одесса — Киев. Поэтому кое-что в аэроплане будет осовременено. Но в целом это прежний “Фарман-4”.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.