сегодня: 19 ноября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 29 от 16 февраля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Рисую без зрения

Рисую без зрения
16.02.2010 , № 29 от 16 февраля 2010 г.

Так харьковский живописец Дмитрий Дидоренко назвал выставку своих работ, открывшуюся в галерее “Искусство Слобожанщины”. Название экспозиции не случайно. Художник пишет картины, будучи незрячим чуть ли не половину свой жизни.

Первый шаг

В НАЧАЛЕ жизнь у Димы складывалась, как у большинства советских ребят. Школа, служба в армии, учеба в вузе.

“Хотел стать дизайнером, — вспоминает Дмитрий о своей юношеской мечте. — Поэтому поступил в Харьковский художественно-промышленный институт”.

Он увлекался художественным конструированием, живописью. Выезжал на различные пленэры. Рисовал пейзажи родного Харькова, городков и поселков Крыма, по которым с удовольствием путешествовал.

А еще парень участвовал в поисковых экспедициях “Всесоюзной вахты Памяти”. Вместе со сверстниками занимался перезахоронением останков солдат, погибших в период Великой Отечественной войны на территории Харьковской области. В предместье Харькова при очистке территории от взрывоопасных предметов Дмитрий подорвался на мине. Контузия, тяжелое ранение привели к потере зрения.

Осенью, когда родные уже поставили сына на ноги, друзья предложили ему сделать выставку студенческих работ. А почему, собственно, готовых картин, подумал Дмиртрий? Неужто я больше не смогу писать? Взялся за ручку и тушь, начал рисовать. Черно-белый набросок назвал символически — “Самый длинный путь начинается с первого шага”.

Вскоре попробовал работать и красками. Внутренним чутьем ощутил цвет. А композиции выстраивал по впечатлениям об увиденном, когда был еще зрячим.

Картины на майдане


И УЖЕ следующей весной состоялась первая выставка Дмитрия Дидоренко. За ней последовали другие. А показывать есть что. Незрячий художник создал сотни картин. Если расставить их на центральной площади Харькова — майдане Свободы, то они могли бы разместиться по всему ее периметру. И это при том, что наша площадь — самая большая в Европе.

— Работы Дидоренко достаточно известны, — рассказывает искусствовед Марина Лаврикова. — Они демонстрируются в Донецком и Харьковском художественных музеях, в муниципальной галерее польского города Торунь. Димины акварели есть в собраниях Центра украинской культуры в Москве и Центрального Дома художника России. Их приобретают частные коллекционеры Украины, России, Америки. Дома у него остались лишь три десятка работ, в основном раннего периода творчества.

Поэтому для организации выставки Дмитрий просит владельцев его картин дать их “напрокат”. Вот так появилась экспозиция, представленная ныне в областной галерее. Здесь есть и новые работы. Большое место среди них занимает цикл “Итальянские мотивы” — результат впечатлений от поездки на Апеннины в мае прошлого года. Там Дмитрий демонстрировал свои картины.

Многие работы, выставленные в галерее “Искусство Слобожанщины”, навеяны произведениями классиков мировой литературы — от Шекспира до Толстого. В домашней аудиобиблиотеке Дмитрия собраны полторы сотни дисков с записями любимых книг — на двадцать часов звучания каждый. Сегодня, к примеру, на выставке можно услышать аудиодиск с записью “Казаков” Льва Толстого и одновременно увидеть картины Дмитрия, воссоздающие образы этого литературного произведения.

Мир по памяти

– ДМИТРИЙ разработал уникальную технологию передачи форм и пространства, — поясняет заведующий кафедрой Харьковской академии дизайна и искусств Александр Бойчук. — У него свои приемы работы с цветом, индивидуальная техника использования системы многочисленных трафаретов.

В работе над картиной художника сопровождают не только воспоминания о прежде увиденном, пережитом, но и мысли о будущем. Изображенное мастер и описывает словами. Своеобразные эссе создает почти ко всем картинам. Словесные пояснения к картине помогают глубже понять суть произведения. По форме эти аннотации представляют собой белые стихи. Они — еще одна ипостась творческого духа Дмитрия Дидоренко.

Вот один образец — аннотация к работе “Старые традиции”: “Лишь рука Твердого свалит дуб, который нужно. Только Мудрого глаз рассчитает окно, где свет его никогда не оставит. А Щедрому Бог всегда оставит, чем поделиться”.

Приближение

КАЖДАЯ выставка работ Дмитрия Дидоренко имеет свою специфику. Экспозиция “Рисую без зрения” тоже своеобразна. Поскольку она развернута в областной галерее “Искусство Слобожанщины”, находящейся в Доме государственной промышленности (Госпром), то призвана привлечь внимание любителей искусства, которые работают и учатся неподалеку. Это чиновники организаций, расположенных в Госпроме, и студенты ближайших вузов — национального университета, а также института радиоэлектроники, медицинского и инженерно-экономического.

Задумка художника удалась. Зрителей на выставке немало. Вот их мнение об увиденном.

Анатолий Голощапов, начальник регионального отделения Фонда госимущества Украины: “Светом, добром дышат картины. Даже не верится, что их автор слепой. Он напоминает мне героя “Повести о настоящем человеке...”

Ирина Борисенко, студентка Харьковского университета имени Каразина: “Знаю, что Бетховен музыку сочинял, оглохнув... Оказывается, и среди нас есть великие. Это потрясает...”

Кстати

Имя Дмитрия Дидоренко занесено в Книгу рекордов планеты. Харьковчанин является членом Союза художников России. Вот только отечественный творческий союз не спешит принять его в свои ряды. Хотя, как считают специалисты, Дмитрий давно заслужил это членство. А еще он достоин государственных наград.

Харьков.

 

Автор: Николай ГУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.