сегодня: 24 ноября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 27 от 12 февраля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Осторожно, талант!

Осторожно, талант!
12.02.2010 , № 27 от 12 февраля 2010 г.

Что такое актерский талант? Только ли яркая индивидуальность и искусность в умении “держать” зал? Должен ли быть талант ответственным? Этими вопросами я задавалась после просмотра спектакля “Задунаец за порогом” театральной компании “Бенюк и Хостикоев”, что не первый год идет на сцене Киевского театра Леси Украинки. Но сначала в голове роились другие вопросы: “А может, и вправду предательство — не предательство? Ну как бы еще выжили украинцы, когда постоянно то под Польшей оказывались, то под Литвой, то под Россией? Главное было — выжить”. Впрочем, чем дальше мы отходили от театра, тем яснее становились мысли.

Сила слова

Это представление — предложенная Анатолием Хостикоевым драматическая версия оперы Гулака-Артемовского “Запорожец за Дунаем”. Опера, напомним, повествует о казаках, после указа российской императрицы Екатерины II “Об упразднении Запорожской Сечи в Малороссии” бежавших за Дунай. Там они основали Задунайскую Сечь под эгидой турецкого султана. В обмен на разрешение жить под его защитой казаки участвовали в войнах, которые он вел, но очень тосковали по родной земле.

Новая музыкально-драматическая версия приглашает нас прочесть историю через призму переживаний очень понятного нам казака Карася (Богдан Бенюк). Простой и узнаваемый, лихой и трогательный, такой свой в каждой черточке характера: и в отношениях с женой Одаркой (Наталья Сумская), не позволяющей ему выпить, и в стремлении защитить украинскую девушку от турецкого принца. А уж его отказ бросить сотоварищей, чтобы спастись самому, вызывает глубочайшее уважение. Султан же (Хостикоев) — воплощение благородства, справедливости и долготерпения. По воле авторов он оказался праправнуком Роксоланы. И его игра не оставляет зрителя равнодушным.

— Кому же мы теперь служить будем? — спрашивает в финале молодой казак после того, как султан дал запорожцам сутки, чтобы они убрались восвояси.

— Служить надо только своему сердцу и неньке-Украине! — с горечью в голосе говорит Карась.

И ему веришь. Впрочем, веришь всему звездному трио и молодым талантливым артисты театра. “А может, и вправду предательство — не предательство? — думалось. — Люди просто хотели выжить”.

Предательство

Когда первое волнение после спектакля улеглось, изменилось и отношение к увиденному. “Люди просто хотели выжить” — это оправдание любого предательства. Сегодня, когда в Германии судят украинца, служившего в концлагере, главные аргументы защиты таковы: просто хотел выжить, ему приказывали, не выполни он — его бы тоже убили.

Но, скажите, если бы так рассуждали все, победили бы мы в той войне?

“Люди просто хотели выжить”. “Люди просто хотели заработать”. Этим объясняется то, что запорожцы служили и туркам, и шведам, и литовцам, и русским, переходя из стана в стан в силу обстоятельств.

Тогда что такое “Задунаец за порогом”? Это идео­логически выверенный удар по сознанию зрителя. Силой искусства, силой таланта нас убеждают в том, что черное не так уж черно, что предательство — всего лишь способ сохранить жизнь. И в этом плане спектакль точно выверен с идеологической линией власти, которая оправдывает фашистских прихвостней в частности и героизирует предательство вообще. В честь кого у нас теперь улицы называют? В честь Мазепы, Шухевича, Бендеры.

Идеология предательства, культивируемая властью и искусством, пронизывает нынешнюю Украину. Предают в бизнесе, в семье и в политике. Предают близких и чужих, собственные убеждения и честь. Скажите, почему люди, работающие на избирательных участках, были озабочены не тем, чтобы защитить волю проголосовавших, а тем, чтобы “протолкнуть” своего лидера? Потому что им заплатили? Значит, совесть у нас продается?

...Нет, театр, искусство в целом должны пробуждать в людях нравственность. Все остальное, а тем более талантливо сыгранное — преступление против Человека.

 

Автор: Ирина САМСОНОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.