сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 20 от 03 февраля 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Два часа дыхания кислородом

Два часа дыхания кислородом
03.02.2010 , № 20 от 03 февраля 2010 г.

Я округлил. Спектакль по пьесе Леонида Малюгина “Насмешливое мое счастье” Киевского академического театра русской драмы имени Леси Украинки, в основу которого легла переписка Чехова, длится 1 час 45 минут. Без антракта. Это непрерывное поглощение, по выражению главного постановщика спектакля Михаила Резниковича, “нравственного кислорода чеховских мыслей: умных, тонких, пронзительных, исповедальных, парадоксальных, образных — мыслей на все времена”.

ЧЕХОВ ужасно не любил “поздравлений и шампанского, которое нужно держать в руках и неопределенно улыбаться”. Но без учета “особенностей” психологии классика перед началом спектакля имел место короткий официоз, во время которого соревновались в любви к великому писателю все ветви украинской власти. К счастью, официоз этот был разбавлен выступлением приехавшего в Киев народного артиста России — мхатовца Дмитрия Назарова, блистательно исполнившего монолог доктора Астрова из “Дяди Вани”. А предварил он его речью о том, что в последнее время мы никак не можем поделить великих. Делили недавно Гоголя, потом Пушкина (с эфиопами!!!), теперь — Чехова. А надо ли делить?

Чехов и Украина — отдельная тема. Как драматург он состоялся именно в Киеве. В Петербурге в 1896 году его “Чайка” с Комиссаржевской провалилась. А вот в Киеве, который, по существу, спас пьесу, она была поставлена в театре Соловцова и прошла с успехом. И только потом ее ожидал триумф в Московском Художественном театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Этот спектакль впервые был поставлен на сцене Киевского театра русской драмы в 1966 году и продержался здесь восемнадцать лет. В первом составе в нем блистала Ада Роговцева. В день чеховского юбилея на сцене собрался почти тот же состав. Через сорок с лишним лет мы вновь увидели тех же исполнителей: специально приехавшего в Киев ныне актера московского Малого театра Вячеслава Езепова в роли Чехова, Николая Рушковского в роли его брата Александра, Ларису Кадочникову (Книппер-Чехова). А вот Аду Роговцеву в роли Лики Мизиновой сменила Наталья Доля.

Никаких существенных изменений в постановке не произошло. Самое главное и заслуживающее внимания в этом спектакле — тексты писем Чехова и великая сценография Давида Боровского, соединившая Россию и Европу — стволы берез, собранные в очертания органа. По воспоминаниям, рассказам, в момент смерти Чехова в германском Баденвайлере в церкви неподалеку звучал орган.

Само же сценическое действие мало что добавляет к мыслям Чехова и, прямо скажем, высоких слов не заслуживает. Актеры очень добросовестно делают свое дело, но спасает постановку, повторяю, чеховский текст. В сущности, его можно слушать, закрыв глаза. Интрига и внутреннее напряжение, которого требует сцена, практически отсутствует. Нет в пьесе и той пружины, которая присутствует во всех пьесах самого Чехова. Зритель фактически превращается просто в слушателя блистательных остроумных чеховских наблюдений и афоризмов. Приходит даже мысль о том, что не обязательно идти в театр, чтобы приобщиться к сокровищнице чеховских эпистол. Наедине с книгой это приобщение, наверное, более продуктивно.

Лишь одна находка режиссера впечатляет — кандалы, которые время от времени актер в роли Чехова то отбрасывает в сторону, то вновь поднимает: намек на “выдавливание из себя по капле раба”. И все же рекомендую посетить этот спектакль. Если не посмотреть, то послушать Чехова. Ведь народ у нас в своей массе уже давно почти ничего не читает.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.