сегодня: 17 июля, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 14 от 26 января 2010 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / Бегущие человечки

Бегущие человечки
26.01.2010 , № 14 от 26 января 2010 г.

Дневник матери

Настроения детей, их проблемы часто скрыты от глаз взрослых по двум причинам: или дети еще малы и не могут ничего объяснить, или не хотят вступать с родителями в контакт. Об этом размышляет наша читательница, ведущая дневник.

Суббота, 21 ноября


ЛЮБАЯ мама знает: самый простой способ занять непоседу — дать ему лист бумаги и фломастеры. Пусть сидит и никому не мешает. Так и я, когда кто-то из детей начинал капризничать, говорила:

— Сейчас даю задание нарисовать свою мечту.

Раздвигается стол, открывается очередная страничка альбома, и ребенок затихает.

Первые в жизни рисунки — это каракули. Малыш водит карандашом по бумаге, получаются какие-то линии, окружности. А он и тому рад. Потом появляются конкретные очертания типа “точка, точка, огуречик, вот и вышел человечек”. По сути, это уже творчество, проявление фантазии. А если сын или дочка начнет копировать рисунки старших или фотографии из книг, значит, творческое развитие началось. И не надо их ругать за то, что “это ни на что не похоже, это смешно, глупости”. И у взрослых не все сразу получается. А дети должны попробовать свои силы в разных отраслях и найти себя.

Законы “правильного” изображения долго не будут даваться ребенку. А может, и никогда. С возрастом он не превратится в гения живописи. Значит, у него другая дорога. Зато сохранится почитание искусства, потребность в нем. Так же и с музыкой. Далеко не все из нас, кто в детстве ходил в музыкальную школу или пел в хоре, стал музыкантом. Однако, я уверена, истинную красоту они ценят, она их трогает, вдохновляет.

Ученые говорят, что дети начинают различать прекрасное и безобразное только в шесть лет. Важно, чтобы эта способность у них с годами не стерлась. Поэтому к такой своеобразной игре, как “марание” карандашом по бумаге, надо относиться серьезно.

— Ребенок постепенно овладевает теми или иными формами изображения, — говорила мне психолог, — и со временем они становятся проводниками его мыслей, настроений, чувств.

Я и сама обращала внимание на то, что Даня, а потом и Катя рисовали сначала бесформенные фигуры, потом появилась конкретика и, наконец, сюжет. Рисуя человека, юные художники прежде всего “строят” его лицо, которое долго является для них самым интересным. Шея, плечи, руки, ноги временно отсутствуют. То же самое с животными. Вначале на листе некая “схема”, понятная одному малышу. Потом нечто похожее на кошку, зайчика. Наконец, виден реальный щенок, лисичка, белочка. За все надо хвалить ребенка, не быть равнодушным к его увлечениям.

Вообще дети рисуют то, что видят рядом с собой: маму, папу, собаку, рыбок в аквариуме, цветы на окне. Таким образом ребенок дополнительно знакомится с окружающим миром, развивает свой интеллект, наблюдательность, способность анализировать.

Роль рисования важна и в формировании умения воплощать свои фантазии в жизнь. Есть много людей, которые хорошую идею подать могут, а реализовать не в состоянии.

— Рисование — не простое времяпрепровождение, — заметила психолог. — Думать, что в детсаду ребенок с карандашами просто “балуется”, а в школе может убегать с “несерьезных” уроков рисования — это ошибка.

Среда, 16 декабря

КОГДА я узнала, что по рисункам детей, да и взрослых тоже, можно составить их психологическую характеристику, то удивилась. Но переписала себе методику “Дом — дерево — человек”, которой пользуются психологи, и сама протестировала сына и дочь. Правда, они ничего об этом не знали. А мне это дало пищу для размышлений по поводу их воспитания.

Методика интересная. Обследуемому предлагается нарисовать на одном листе бумаги дом, дерево и человека. Затем надо проанализировать изображенное. Приведу несколько примеров.

Если на стволе дерева рубцы, а ветки сломаны или повреждены, это почти всегда символизирует “душевные травмы”. Даже время их появления можно примерно установить. Принимаем основание ствола за раннее детство, а верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого. Расстояние между ними будут прожитыми годами. Если человеку 45 лет и нижний рубец он нарисовал на высоте одной трети от земли, то сильный стресс он получил в 14-15 лет.

Специалисты, конечно, знают все нюансы, а я запомнила главные. Так, если первым на листочке нарисовано дерево, значит, основное для человека — это жизненная энергия. Если дом, то важнее безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этим. Дом вдали — отверженность, вблизи — открытость, гостеприимность.

Ступеньки ведут в стену без дверей — это конфликт с кем-то. Прозрачные стены — потребность влиять на ситуацию.

Двери задние или боковые — отчуждение, нежелание общаться. Двери нараспашку — открытость, откровенность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, защитные тенденции. Двери маленькие — нежелание никого впускать в свое “я”, нерешительность.

Из трубы идет густой дым — сильное внутреннее напряжение, дым тоненькой струйкой или вообще нет трубы — нехватка эмоциональной теплоты в семье.

Если деревья закрывают дом, на ребенка сильно давят родители. Кусты тесно растут вокруг дома — ребенок желает оградить себя барьером.

Рисуя человека, ребенок также “выдает” себя. Голова маленькая — переживание о своей интеллектуальной неадекватности. Слишком крупное тело — наличие неудовлетворенных потребностей. Ненормально маленькое — чувство унижения, своей малоценности.

Если глаза маленькие — погруженность в себя. Лицо, похожее на маску, — скрытность.

Волосы сильно заштрихованы — тревога, не закрашены — ребенком управляет враждебность.

Широкий размах рук — стремление к действию. Скрещены на груди — агрессия. Руки за спиной — нежелание идти на компромисс.

Руки мускулистые — ребенок нуждается в силе, хочет быть храбрым. Слишком длинные — чрезмерные амбиции, хочет до чего-то дотянуться, длинные и слабые — потребность в опеке.

Руки нарисованы близко к телу — напряжение. За спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Руки отсутствуют в женской фигуре — мама воспринимается как нелюбящая.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.


Человек, сидящий на краешке стула, — желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

И так далее. Даже расшифровка цвета дана в той методике. Черный — застенчивость, пугливость, зеленый — хочет оградить себя от опасности, оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности, пурпурный — сильная потребность власти, красный — потребность в теплоте окружающих.

Если ваш ребенок не слушается, чем-то подавлен, плохо спит, проверьте его по предложенной методике. Увидев на его рисунке бегущего человечка (ребенок хочет скрыться от кого-то), да еще с закрытыми глазами (стремление избегать неприятных контактов, враждебность), а на заднем фоне дом с темными окнами (озабоченность взаимодействием со средой), разберитесь в своих отношениях с ним или его друзьями. И попытайтесь изменить ситуацию к лучшему.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.