сегодня: 22 сентября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 229 от 22 декабря 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / На кризис нечего пенять, коли рожа крива...

22.12.2009 , № 229 от 22 декабря 2009 г.

Так перефразировали известную поговорку в одном из писем в “Рабочую газету” наши читатели, считающие, что пока у чиновников Минтранса на первом плане будут не национальные, а личные интересы, нам трудно будет противостоять кризисным явлениям в украинской экономике.

Чего боятся турецкие капитаны


ОКАЗЫВАЕТСЯ, турецкие капитаны, если есть возможность, стремятся десятой дорогой обходить украинские порты. Об этом в мае нынешнего года турецкие судовладельцы заявили на заседании совета Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна (BINSA). Однако в Минтрансе Украины эти слова не услышали. И на проходившем в ноябре в порту “Южный” очередном заседании BINSA руководитель делегации Ассоциации турецких судовладельцев Адил Гюксу вынужден был повторить претензии.


— Наши судовладельцы как наказание воспринимают необходимость заходить в украинские порты и всячески стараются избегать этой участи, — подчеркивал Адил Гюксу. — Во-первых, их отпугивают высокие тарифы на заход судна и стоимость услуг в украинских портах. В портах других стран Черноморского бассейна такие затраты намного меньше. Во-вторых, уже просто нет сил бороться с бюрократией и коррупцией. Объясните, как можно погрузить балкер, если предварительно не слить балласт? Однако представители украинских экологических служб заявляют: на эту процедуру необходимо отвести три дня. Представляете, какие потери несет судовладелец, если он 72 часа только сливает балласт? Происходит фактическое вымогание взятки, ведь после общения капитана судна с экологом один на один ни о каких трех днях бесцельного простоя речи уже не идет. Ну а про украинских таможенников я вообще не говорю. Поверьте на слово, их так называемая работа — колоссальный удар по имиджу Украины в мировом морском сообществе...


Докеры рассказывали мне, что чиновники Минтранса совсем потеряли покой, когда узнали, что фирма ТИС, действующая в порту “Южный”, собирается существенно снизить тарифы на перевалку тонны груза. И произойдет это после ввода в начале следующего года первой очереди контейнерного терминала, строящегося на зарубежные инвестиции. Читатель, уже уяснивший логику действий наших бюрократов, сразу поймет, что здесь министерству было важно каким-то образом помешать “коварным” намерениям “тисовцев”.

Стоп-кран от Рудьковского


ИМЕННО так и начал действовать бывший руководитель отрасли Николай Рудьковский, когда узнал, что ТИС взялся возводить самый крупный в стране контейнерный терминал мощностью 1,5 миллиона TEU /TEU — эквивалент 20-футового контейнера/. И хотя строительные работы начались по разрешению Минтранса, а их график был согласован с портом “Южный”, министр своей телеграммой остановил строительство и начал выяснять очевидное: что строится и на каком основании... ТИС понес тогда большие убытки. Только через суд удалось преодолеть министерское “вето”.
А в нынешнем июле порт “Южный” не сразу дал разрешение на заход испанского судна “Scan Oceanic”, которое привезло причальный перегружатель для нового причала ТИСа, мотивируя отказ тем, что причал не включен в Свод обязательных постановлений по порту. После 13-дневного простоя технику, в конце концов, позволили выгрузить. “Тисовцы” передали в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела против руководства порта, из-за действий которого были понесены значительные материальные потери.


Немало нервов пришлось потратить “тисовцам” и в последние дни для того, чтобы причалы терминала были включены в Свод обязательных постановлений по порту “Южный” и было достигнуто компромиссное решение по вопросу скидок с портовых сборов. Первый этап строительства терминала, который поможет сократить примерно десятилетнее отставание рынка контейнерных перевозок Украины от мировых тенденций, позволит переваливать более 500 тысяч TEU в год.


— Эта история, — говорит кандидат экономических наук Николай Карпишин, — наглядно показывает, что чиновников волнует не столько эффективность работы нашего транспортного комплекса, сколько стремление попытаться в личных интересах взять под контроль успешную компанию или отстранить ее от дел. Помню, как обескуражило транспортников заявление одного из бывших руководителей отрасли Виктора Бондаря о намерении приватизировать порты.

Приватизация стала «мягкой»


ПОСЛЕ этого случая чиновники начали действовать осторожнее. Они поняли, что главную прибыль получают те, кто занимается в портах предоставлением различных услуг. В том числе стивидорных — погрузо-разгрузочных. И чтобы иметь выигрышные позиции в этом деле, важно привести к руководству в портах своих людей. Вот чем прежде всего объясняются и прогремевшие на всю страну скандалы, связанные с удавшимися и неудавшимися попытками поменять начальников крупных портов.


— И хотя еще недавно возглавлявший Минтранс Иосиф Винский всегда стремился подчеркнуть важность госсектора, — продолжает Николай Евгеньевич, — в одобренном министерством проекте закона о морских портах, в предложенных им проектах изменений в ряд законов и Кодекс торгового мореплавания четко проводится идея о том, что морские администрации и государственные администрации портов должны заниматься, соответственно, вопросами безопасности судоходства и контролем эффективного использования госимущества. Получается, что бывший социалист четко нацеливается на приватизацию основной деятельности портов.


Уже более 10 лет Верховная Рада не может принять Закон “О морских портах Украины”. Все время находятся “авторитетные” люди, которым уж очень хочется переделать закон под себя, изгнать с причалов даже намек на присутствие государства. Но сдерживает одна закавыка — 73-я статья Кодекса торгового мореплавания Украины. В ней говорится: порт является государственным предприятием, предназначенным для обслуживания судов, пассажиров и грузов на отведенных ему территории и акватории. Эту норму в декабре 2004 года подтвердил Конституционный Суд Украины.
Правительственные чиновники сейчас без устали повторяют с телеэкранов, что для преодоления кризиса важно привлекать инвестиции. Однако западный инвестор лишь тогда уверенно почувствует себя в Украине, когда экономикой, отраслями у нас станут управлять опытные профессионалы и начнется не показушная, а действенная борьба с коррупцией.

 

Автор: Владимир КРЕЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.