сегодня: 19 июля, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 228 от 19 декабря 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ОБЩЕСТВА / «Журавли» Марка Бернеса

«Журавли» Марка Бернеса
19.12.2009 , № 228 от 19 декабря 2009 г.

Песни Марка Неймана, взявшего псевдоним Бернес, любила вся страна, хотя у него не было вокальных данных, музыкального и театрального образования. “Голоса у меня нет, зато есть мозги”, — говорил Бернес. В Министерстве культуры ему дали концертную ставку не певца, а артиста-разговорника — 15 рублей 50 копеек за выступление. Впервые Бернес вышел на сцену 30 декабря 1943 года с песнями, которые исполнял в фильмах.

Расклейщик афиш


РОДИЛСЯ он 21 сентября 1911 года в Нежине в семье старьевщика. Когда Марку было 5 лет, переехали в Харьков. Окончив среднюю школу, он поступил в Харьковское торгово-промышленное училище. Но впервые побывав в театре, захотел стать артистом.

Для начала парень расклеивал афиши, потом вешал их на грудь, приглашая прохожих на спектакль.

Затем его зачислили в массовку театра Музыкальной комедии, дали бессловесную роль кельнера в спектакле “Мадам Помпадур”.

...Родители были против театра, настаивали, чтобы сын шел по надежной торговой линии. Тогда 17-летний Марк, положив в карман бутерброды, сел в поезд и махнул в Москву.

Обувь как премия

ЖИЛЬЯ у него не было. Ночевал на Курском вокзале, а днем обивал пороги театров. И несколько театров приняли его в массовку. За один вечер Марк выступал в двух театрах сразу, но играл он мало. За три года — пять крошечных ролей: третий слуга, второй копейщик, неизвестный в трактире, секундант Онегина, испанский посол. Но парень был доволен.

Вскоре в трудовой книжке Бернеса появилась запись: “За лучшие качественные показатели работы премирован ордером на обувь”.

Его заметил режиссер Сергей Юткевич и предложил роль инженера фильме “Шахтеры”. Затем он же пригласил Марка Наумовича на роль красноармейца в “Человеке с ружьем”.

По сценарию роль была невыразительной. И Бернес в Музее революции искал в фотографиях нужный образ. Увидел вихрастого парня, затянутого крест-накрест в пулеметные ленты, и обрадовался: “Вот мой Костя Жигулев!”

И все равно чего-то не хватало. Перебирая реквизит, нашел гармонь. Возникла мысль о песне. С чего он взял, что персонаж в серьезном фильме о вожде мирового пролетариата должен петь? Но Бернес именно так чувствовал своего героя и умел убеждать.

Песня “Тучи над городом встали” стала шлягером. А 26-летний Бернес — знаменитым.

Накануне войны артист сыграл главную роль в фильме “Истребители”. Было логично, что летчик поет: “В далекий край товарищ улетает...”

«Два бойца»

“ДВА БОЙЦА” снимали в 1943 году в Ташкенте. Бернес играл одессита Аркадия Дзюбина.


Съемки шли уже полтора месяца, а роль не удавалась. Помог случай. Однажды неопытная парикмахерша так обкорнала Марка Наумовича, что страшно было смотреть. Короткие виски и затылок, легкомысленная челочка. Но режиссер фильма Леонид Луков, увидев Марка, воскликнул: “Это то, что надо!”

Помогла и песня “Темная ночь”. Слушая ее, люди плакали. Вторая песня “Шаланды, полные кефали” убедила зрителей, что Бернес одессит. На встречах с ними певец говорил, что родился в Нежине, а в Одессе никогда не был. Ему не верили. Одесситы даже присвоили Бернесу звание “Почетный житель города”.

«Звезда на «Волге»

НА КОНЦЕРТЕ в Лужниках, посвященном 50-летию ВЛКСМ, Бернесу отвели две песни. После второй зрители просили петь еще. Но выступления были строго регламентированы. Зал шумел, а певец молчал. На концерте был Никита Хрущев и решил, что Бернес не хочет “петь для народа”.

В прессе появились статьи “Пошлость на эстраде” и “Звезда на “Волге”. В первой певца обвиняли в дурном вкусе, во второй — в нарушении правил уличного движения. На артиста завели уголовное дело, но после проверки фактов закрыли.

...Вокруг Бернеса образовалась пустота. Друзья отвернулись, на концерты и съемки не приглашали.

Это было самое тяжелое время. Накануне от рака умерла его жена Паола Липецкая, с которой он познакомился 17-летним в одном из театров. За два месяца, которые она провела в больнице, муж ни разу не пришел к ней. Он хотел ее видеть, но был крайне мнительным и боялся заразиться: от рака умерли его отец и сестра.

После смерти жены Марк Наумович сам воспитывал дочь Наташу. Отсутствие работы, нищета, предательство коллег обернулись инфарктом.

1 сентября 1960 года Бернес повел дочь в первый класс. Туда же привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала “Пари-матч” Люсьен Но и его жена Лилия Бодрова. Увидев Бернеса, Лилия Михайлова сказала мужу: “Смотри, Николай Крючков!” — “Да это Бернес! Пойдем, я тебя с ним познакомлю”.

В классе детей посадили за одну парту. На родительском собрании 49-летний Бернес и 31-летняя Лилия сидели там же. Через три месяца она с сыном переехала к Марку Наумовичу. Лилия сопровождала его в поездках, вела концерты.

Бернес исполняет новые песни “Я люблю тебя, жизнь”, “Сережка с Малой Бронной”, “Я работаю волшебником”, “Хотят ли русские войны”, “Любимый город”, “Враги сожгли родную хату”, “С чего начинается Родина?”, “Если бы парни всей Земли”... Он спел более ста песен, вошедших в золотой фонд отечественного искусства.

Лебединая песня

ПО ЗАМЫСЛУ Расула Гамзатова стихотворение “Журавли” посвящалось джигитам, которые после смерти превращались в птиц. Бернес предложил изменить текст, и “Журавли” стали плачем о погибших солдатах.

Он не стеснялся вмешиваться то в роль, то в песню. Его прозвали “привередливый Марк”. Но песни в “бернесовской редакции” мгновенно подхватывались “улицей”.

“Журавлей” Марк Наумович, больной раком легких, записал за несколько дней до смерти. Жене сказал: “Кажется, хорошо...”

Он умер в субботу, 17 августа 1969 года. А в понедельник вышел указ о присвоении Бернесу звания народного артиста СССР.

...Марк Наумович не переживал, что не имеет этого титула. Тем более, что его в верхах не особо чтили. Он был неудобным, принципиальным человеком. Мог сказать какому-нибудь чину: “Это вранье”.

На Новодевичье кладбище попрощаться с ним пришло множество людей. От правительства не было никого.

На панихиде одна за другой звучали песни Бернеса “Мужской разговор”, “Три года ты мне снилась”, “Я люблю тебя, жизнь” и “Журавли”.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.