сегодня: 19 сентября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 227 от 18 декабря 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / «Золотая параллель» Коктебеля

«Золотая параллель» Коктебеля
18.12.2009 , № 227 от 18 декабря 2009 г.

Познавательный туризм

Коктебель считается одним из самых уникальных уголков на земле. Причем этому, оказывается, есть научное объяснение. Недавно в рамках V научно-практической конференции «Активные виды туризма» на горном плато Узун-Сырт, расположенном чуть севернее поселка, состоялось торжественное открытие необычного памятного знака.

ДЕЛО В ТОМ, что Коктебель расположен на 45 параллели нашей планеты, так называемой Золотой. От этого места одинаковое расстояние до Северного полюса и Экватора, примерно по пять тысяч километров в каждую сторону. То есть Коктебель – один из знаковых центров Земли, которому, естественно, сопутствует благодать.

Как раз вдоль горного плато Узун-Сырт (в переводе с тюркского – «длинная спина») и тянется 45 параллель. В честь погибшего пилота и конструктора планеристы сейчас называют его горой Клементьева.

Она расположена на границе степи и гор, а необычна тем, что северные и южные ветры дуют здесь перпендикулярно склонам. Встречая на своем пути преграду, они таким образом образуют в этих местах прекрасные восходящие потоки. Благодаря узунсыртовским воздушным завихрениям Коктебель в общем-то и стал центром советского планеризма.

По инициативе одного из основателей отечественного пла­неризма Константина Арцеуло­ва в далеком 1923 году здесь состоялись I Всесоюзные планерные испытания (ВПИ), на которых были представлены десять конструкций летательных аппаратов. Именно это событие послужило началом развития отечественного планеризма.

Через год на II ВПИ было привезено уже 48 планеров. Из них 11 конструкций представляли города Украины. Кстати, планеры из Киева и Харькова оказались в числе лучших.

Благодаря энтузиазму участников первых испытаний в СССР появились целые направления не только отечественной, но и мировой винтомоторной, затем реактивной авиации, а позже и космонавтики. Именно отсюда начал свой легендарный путь Главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев.

К началу тридцатых годов в СССР уже насчитывалось 500 планерных кружков, а Высшая летно-планерная школа (ВЛПШ) в Коктебеле получила статус Общесоюзной школы планеризма.

Следует сказать, что украинская школа планеризма, созданная в 60-80-годах прошлого века одним из сильнейших пилотов СССР Евгением Руденским, являлась ведущей в стране. В те годы чуть ли не половину мужского состава высшей лиги чемпионатов СССР составляли украинские пилоты. Ими было установлено немало всесоюзных рекордов и высших спортивных достижений.

В настоящее время развитие различных видов отечественного планеризма, увы, не имеет былой государственной поддержки. Все вернулось на круги своя, и это направление одновременно спорта и авиации, как и в послереволюционные годы, держится исключительно благодаря усилиям энтузиастов. Впрочем, хочется надеяться, что Крылатую гору ожидает второе рождение. И на «золотой параллели» Коктебеля вскоре появятся новые королевы, антоновы и туполевы, благодаря которым будет написана новая страница истории отечественной авиации.

Крым.

 

Автор: Дмитрий ВОЛОКИТИН.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.