сегодня: 27 сентября, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 224 от 15 декабря 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Ложное солнце рыночной экономики

15.12.2009 , № 224 от 15 декабря 2009 г.

После разрушения социалистической системы на наших просторах стали доминировать ожидания рая развитого капитализма. “Вот уже взошло новое солнце!” – кричат апологеты рыночного изобилия. Ширится пропасть между горсткой новоявленных нуворишей и основной массой народа. Мощные еще в недавнем прошлом экономика и наука лежат в руинах, страну захлестывают эпидемии болезней и эпидемия бездуховности, народ вымирает, надвигается экологическая катастрофа, а они, знай, твердят свое, констатирует Юрий Ко из Феодосии и предлагает взглянуть на это “солнце” без предвзятости.

Кража освящена законом


С ТОЧКИ зрения общепринятой морали любому человеку, чье сознание не деформировано пропагандой, понятно, что в основе любого капитала лежит самая обыкновенная кража, присвоение чужого, чаще всего общественного.

Без обмана невозможно и узаконить эту кражу. Без обмана скрытого целой системой политических, правовых, нравственных, религиозных и эстетических выкрутасов. Эта система развивалась на деньги капитала, пока не превратилась в гигантскую систему манипуляции индивидуальным и общественным сознанием. Вместо христианских Веры, Надежды, Любви нам подсунули целое поле “чудес”, сплошь усеянное сорняками, на котором торчат изваяния рыночных идолов: Деньги, Сила, Успех и Собственность. Все поле изо дня в день поливается “органическими удобрениями” субкультуры: разнообразные шоу, попса, чтиво, комиксы. В последнее время наблюдается массовая подмена реального мира виртуальным, уготованным для основной массы “потребителей”. И только “избранным” позволительно жить в реальном мире, купаясь в роскоши, используя в полной мере результаты труда основной массы.

Мифы лисы Алисы


В ОСНОВЕ капитала лежит миф о собственности, точнее, частной собственности: “частная собственность неприкосновенна, и она же якобы наиболее эффективная форма собственности”. Неприкосновенна – это почти священна. Украденное и присвоенное объявили священным, ни много и ни мало. Нет смысла останавливаться на определении “украденное”, наши сооте­чественники все это наблюдают своими глазами последние два десятилетия на примерах “приватизации” общественной собственности и в междоусобицах передела награбленного.

А вот на определении “эффективная” следует остановиться особо. Понятия “эффективность”, “эффективный” сами по себе удобны для манипулирования, так как опираются на понятие “эффект”, имеющее, как минимум, три разных значения, и поэтому требует четких пояснений. Действительно, “эффективный” в соответствии с толковым словарем означает “дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный”. К каким таким нужным результатам и насколько действенными оказываются сами действия, производимые капиталом (частной собственностью). С точки зрения максимизации прибыли эффективность капитала не вызывает ни у кого сомнений. Но при этом истинные приемы, способы извлечения и направления использования этой прибыли почти всегда остаются за гранью общественного рассмотрения. На это существует табу (как и на все, что касается классовых отношений в обществе). Вот уж где цель оправдывает средства. А насчет всего остального, в отношении особой эффективности частной собственности позвольте усомниться. И не стоит путать упаковку с качеством товара, и изобилие в магазинах и лавках с доступностью и истинным изобилием в обществе.

Теория Дарвина в море чистогана

С КАЧЕСТВОМ и изобилием товара связан и основной миф рыночной экономики: “свободная конкуренция и свободное перемещение капиталов и товаров”. Этими “ценностями” общество умилялось в эпоху повального увлечения эволюционной теорией Дарвина. Так умилялось, что сотворило социальный дарвинизм. Мы то и дело слышали, что такова сущность человека, и к этому располагает естественная для всего живого борьба за существование. После серьезной проверки рыночных ценностей временем мы увидели вновь животный облик капитала, скрывающийся под маской цивилизованности. Здесь можно смело распространять выводы Дарвина на суть капитала. Вот только истинно Человеческое мы вряд ли здесь отыщем.

Вообще слово “свобода” является ключевым в лексиконе идеологии капитала. О свободе конкуренции и перемещения капиталов уже упомянуто. Но идеологи капитала любят говорить и о свободе слова, и о свободе личности. В нашей стране, где все средства массовой информации принадлежат кучке богачей, а то жалкое, что еще сохранено при государстве, также обслуживает этих богачей, можно, конечно, поговорить и о свободе слова. Можно даже выйти на площадь и кричать все, что тебе заблагорассудится. Да только проку от этого мало будет. А если ты, не дай бог, конкретно заденешь интересы кого-нибудь из “избранных”, то и рот тебе заткнут, и в каталажку отправят или вообще жизни лишат.

Настоящую свободу можно наблюдать только для денег, а не для человека. Даже богачи по-настоящему не свободны. При более внимательном рассмотрении мы видим, что они тоже рабы, рабы больших денег, своих и чужих, еще не прихваченных. Все общество в рабстве, в рабстве у дешевого фетиша, имя которому Деньги. Утопия надеяться, что ложное солнце рыночной цивилизации всех обогреет. Его энергии хватит всего на горстку богачей и их холуев, именуемых у нас властью.

 

Автор: Виктор МИХАЙЛОВ.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.