сегодня: 21 июня, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 204 от 14 ноября 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / ДИСКУССИЯ / «Телевидение превратилось в индустрию»

«Телевидение  превратилось  в  индустрию»
14.11.2009 , № 204 от 14 ноября 2009 г.

«Телевидение превратилось в индустрию»

“Ничего не будет — будет одно телевидение”, — говорил один из героев фильма “Москва слезам не верит”. Насчет “ничего” он погорячился,
но место и роль ТВ сейчас действительно трудно переоценить. Накануне Дня работников радио, телевидения и связи состоялась наша беседа
с членом Госкомитета по телевидению и радиовещанию Виктором Понедилко, выдвинутым на эту должность по квоте КПУ.


– ДЛЯ НАЧАЛА давайте поздравим всех работников эфира. Виктор Иванович, что бы вы им пожелали?

— Дай Бог, чтобы удалось вернуться в романтическое начало 90-х годов. Я сравниваю то время и нынешнее. Сейчас нет духа открытости, откровенности. Если тогда с экрана телевизора или по радио звучала критика, то было понятно, что это позиция. Нынче же, услышав такого рода высказывания, понимаешь, что это не позиция, а заказ. Поэтому хочется вернуться к истокам, к тому, с чего начинали. Ведь мы разошлись, как в сказках о богатырях: направо, налево, прямо...

— Что касается свободы слова, это, наверное, несбыточная мечта для любого общества и государства.

— Пожалуй, так. Помнится, в 1994 году мы приехали в США, в штат Мериленд, изучать рекламную деятельность и судебную практику. У них как раз намечалась забастовка работников прессы. Зашли в штаб-квартиру профсоюзов. Сидит там профсоюзный босс в лучших традициях американского кино — башмаки на столе, пьет кофе. Зачем приехал, свободу слова искать? Нигде в мире нет свободы слова. Есть свобода хозяина и свобода издателя.

Мы, к сожалению, ощущаем это сегодня на своей шкуре.

— Наш разговор по поводу профессионального праздника, похоже, превращается в обсуждение проблем. На сайте вашего ведомства я прочитал, что сегодня в нашем радиотелевизионном пространстве доля государства составляет 4 процента. Все остальное — владения частных компаний. Как в такой ситуации вести политику? Ведь частный интерес отличается жесткостью и неуступчивостью. Ваша структура способна регулировать процесс?

— С одной стороны, регулировать несложно. Мы обязаны следить за соблюдением закона. Но мы, к сожалению, лишены права оперативного управления.

Поясню. Есть интересы зрителя и есть интерес частного капитала — получить максимальную прибыль. Здесь начинаются проблемы. Это заботы всех СМИ. Им нужно выживать, развиваться, да еще хозяевам денежку зарабатывать. Поэтому основной упор делается не на содержательную, а на бизнесовую сторону. И тогда начинают превалировать программы, так сказать, попахивающие “клубничкой”, то есть тем, что привлекает зрителя. В результате мы постепенно скатываемся на низкопробную продукцию и шоу-массовки. Уже дошли до того, что серьезные социальные проблемы загоняем в рамки шоу. Все время балансируем на грани выполнения и невыполнения закона.

На этом фоне духовный общественный интерес остался где-то очень далеко. Вектор направленности сегодняшнего телевидения и радио чисто экономический. То же самое касается и бюджетного эфира. Это стремление любой ценой выудить максимум прибыли в ущерб образовательной и воспитательной функциям телевидения. В применении к ТВ исчезло из лексикона слово духовность. Теперь это разнополярные понятия. Эфир забит светской хроникой, бестолковыми играми. Много ли есть передач для детей и подростков или серьезных экономических, аграрных программ? Человек труда вообще исчез с экрана. Конституцией и законом у нас запрещена цензура. А мне грустно, что сейчас нет нормальной цензуры, в цивилизованном ее понимании.

— Нынче вовсю идет предвыборная кампания. Телевидение превратилось в сплошную политику. В Концепции государственной информационной политики есть пункт о соблюдении баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственности. Согласитесь, он не соблюдается. Телеканалы, как правило, гнут одну линию, выполняют определенный политический заказ.

— Это еще одно “достижение” нашей власти. В предыдущей редакции закона о ТВ была норма, которая обязывала компании предоставлять равные возможности партиям, представленным в парламенте и местных органах самоуправления, выражать свою позицию. А потом эту норму отменили лоббисты в ВР. Понятно, у хозяина канала идейная позиция отличается от моей. Зачем он будет меня выставлять? Вдруг его позиция окажется уязвимой, вдруг она будет проигрышной?

— То есть можно с грустью констатировать, что богатые снова победили?

— В том-то и беда. Мы строим якобы демократическое государство, но в то же время из фундамента этого недостроенного здания вытаскиваем самые главные кирпичики. За это потом придется дорого платить.

В принципе состоялась победа собственника над тем, что мы называем гражданским обществом. В ущерб огромной части населения, но самое интересное, что, в конце концов, в ущерб самим себе. Мне безразлично, какой цвет у Януковича, какой у Тимошенко, ведь оба они члены одной компании собственников. Они ничем не отличаются друг от друга. А стремление к сиюминутному успеху приводит к нивелировке позиций.

— Виктор Иванович, ведь положение в любой отрасли зависит от того, кто стоит у власти. Мы накануне выборов. Какие идеи несет Блок левых и левоцентристских сил по “перегрузке” телевидения и радио?

— Духовность, которая должна быть главной составляющей телевидения, сегодня выдернули с корнем. А пустоту заполнили коммерцией. Поэтому ключевой вопрос — социальная и духовная переориентация.

 

Автор: Валерий ПОЛИЩУК.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.