сегодня: 21 сентября, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 175 от 02 октября 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ / «Росава», что на берегу Роси

«Росава»,  что  на  берегу  Роси
02.10.2009 , № 175 от 02 октября 2009 г.

«Росава», что на берегу Роси

В восьмидесяти километрах к югу от Киева, где в тихую Рось впадает живописная речка Росава, раскинулась Белая Церковь. Ее история уходит корнями в глубь веков, к самым истокам украинского государства. Здесь без малого тысячу лет назад князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев, получивший название от православного имени правителя Киевской Руси, принятого им при крещении...

Первой была шина для легковушки

МНОГИМ славен этот древний город. Его до тла сожгли татаро-монголы, а он возродился. В середине XVII века здесь подписал договор между Польшей и восставшими казаками Богдан Хмельницкий. Однако поистине фантастические перемены произошли с Белой Церковью в годы советской власти. Именно в эту пору бывший уездный городок превратился в крупный промышленный центр. И самой большой его гордостью был и остается шинный завод, во многих странах прославивший имя малой речушки Росава.

— В строй действующих его ввели в конце 1972-го... Двадцать второго декабря, в самый канун нового года, здесь была выпущена первая покрышка для легкового автомобиля... А вообще-то комбинат (так называли раньше предприятие) строился для производства любых шин, в том числе и для тяжелой грузовой и сельскохозяйственной техники, шин всех размеров и типов. На комбинате должны были трудиться 40 тысяч работников. По очереди запускались производственные звенья — первый механический, первый шинный заводы, первая ТЭЦ, заводы РТИ, асбесто-технических изделий, второй шинный, — вспоминает заместитель председателя профкома предприятия Александр Игнаткин, работающий на “Росаве” чуть ли не с первого ее дня. — Ну а потом сами знаете, что началось: перестройка, рассоединение, реорганизация, приватизация... И стали мы в результате закрытым акционерным обществом. Фирмой, которая объединяет первый и второй шинный заводы и на которой работает теперь чуть больше пяти тысяч человек...

Несмотря на это, “Росаву” по-прежнему называют лидером отечественной шинной промышленности — ничего лучшего у нас пока нет. Главная продукция предприятия — 130 типоразмеров и моделей покрышек для легковых автомобилей многих известных марок. В Белой Церкви выпускают “обувку” для “жигулей” и “таврий”, “вольво” и “мерседесов”, “рено” и “фордов”, “фиатов” и “тойот”... Делают здесь и шины для легких и тяжелых грузовиков, троллейбусов, автобусов и сельскохозяйственных машин.

Кстати, второй шинный строился в свое время в Белой Церкви с учетом развития ростовского завода “Ростсельмаш”, выпускающего знаменитые хлебоуборочные комбайны “Дон”. Это обстоятельство сыграло важную роль и сегодня, когда грянул кризис и рухнула гривна, когда стало ясно, что особую ценность обретают в связи с этим внешнеторговые связи и экспортные поставки.

При морозе и без отопления

ЖИВОПИСНЫ окрестности Белой Церкви. Много тайн хранит под сенью вековых деревьев 200-летний парк “Александрия”. Здесь бывали когда-то и Пушкин, и Мицкевич, и Шевченко. Немало народу посещает его и сегодня. Однако среди тех, кто любуется заповедными дубравами, водопадами и лужайками, редко встретишь рабочих “Росавы”. Их заботит сегодня другое — как выжить...

Экономический кризис, порожденный нынешней украинской властью, больно ударил по предприятию. О нем заговорили на “Росаве” задолго до того, как к слову “кризис” добавилось определение “мировой”. Серьезный дискомфорт предприятие ощущало уже в начале 2008-го: заметно осложнились отношения с поставщиками сырья, появились проблемы в расчетах с ними. Стали “вымываться” запасы готовой продукции. А потом в стране случился настоящий обвал. Сокращали выпуск продукции и автозаводы. Затормозились грузовые и пассажирские перевозки. Все меньше становилось машин на дорогах. Вместе с этим рухнуло и производство шин. В прежнем количестве они теперь никому не были нужны, производство сократилось вдвое.

К тому же неожиданно обвалилась гривна, банки перестали давать кредиты, с большими перебоями поступали деньги от потребителей шинной продукции. К этому добавилась и “государственная откровенная подножка” — хроническое невозвращение компенсаций по НДС. К началу 2009-го власть задолжала заводу около 10 миллионов гривен. И “Росава” остановилась. Предприятие замерло на 23 долгих и тяжелых дня. При морозе, “режиме жесточайшей экономии” и полном отсутствии отопления. Позже одни назовут это героизмом, другие — “плановой остановкой производства”. Но в любом случае коллектив сделал “нечто”. Несмотря ни на что, “жизнедеятельность предприятия” была сохранена, и спустя некоторое время оно снова стало работать.

Случилось это во многом и потому, что на заводе оперативно пересмотрели политику работы на внешнем рынке. Рухнувшая гривна создала ситуацию, при которой больше можно было заработать на экспорте.

— Мы начали активно работать сразу с несколькими трейдерами, — рассказывает коммерческий директор “Росавы” Константин Федоров. — Нашли интересных партнеров в Египте. Кроме того, внимательнее присмотрелись к ассортименту экспортной продукции. Стали больше думать не только о легком сегменте, но и о производстве крупногабаритных шин для перспективной на всех рынках сельскохозяйственной отрасли. И локомотивом в этом направлении стал контракт и добрые отношения с “Ростсельмашем”. Именно это позволяет нам достаточно уверенно смотреть в будущее...

Когда два в одном, это очень печально

ХОТЯ, если честно, до светлых горизонтов “Росаве” еще далеко. Вихри кризиса оказались для коллектива “Росавы” весьма разрушительными.

— К началу года на заводе работало пять с половиной тысяч человек. Сегодня, как я уже говорил, у нас чуть больше пяти тысяч работников. А в ноябре их будет еще меньше. Идет “оптимизация” производства. Мы должны выдавать то же количество продукции, но меньшими “затратами”, — сокрушается Игнаткин. — В советское время стояли те же задачи. Однако решались они по-другому: без ущерба для работников. А сейчас... Спецы говорят, что “Росава” не может выдержать прежний штат. Уже есть приказ по предприятию о том, что два сборочных цеха ликвидируют, а на их основе создадут один, с новым штатным расписанием. Согласно ему, какая-то часть людей перейдет в новую структуру, а кому-то места в ней не хватит. Мы хорошо понимаем, сколько проблем возникнет у тех, кому придется оставить завод. И потому делаем все для того, чтобы соблюдалась законность, чтобы людей не лишали последнего шанса на выживание, чтобы получили они в этом случае все положенное по трудовому договору...

С грустью слушали мы профсоюзного лидера. Поневоле вспоминались огромные щиты, мелькавшие за окном автомобиля на всем пути от столицы до Белой Церкви: “Она работает — заводы работают”, “Она работает — население увеличивается”... Так убеждали нас бигборды. Однако, судя по тому, с чем столкнулись мы на одном из лучших по сегодняшним меркам предприятии, до нормальной работы заводов, а тем более до “увеличения населения” еще очень и очень... Попробуй увеличь его, когда тебя увольняют с завода и тебе нечего есть!..

На “Росаве” уверены, что даже в “мировой кризис” шинники могли бы жить лучше. Что мешает? Вот что говорят об этом требования предприятия к Кабмину, размещенные на корпоративном интернет-сайте. “ЗАО “Росава”, — подчеркивается в документе, — отмечает факт чрезвычайно пассивного реагирования чиновников Минэкономики Украины в отношении защиты национальных товаропроизводителей от демпинга и с недоумением воспринимает их безразличие к начинаниям, направленным на защиту внутреннего рынка Украины от недобросовестной конкуренции...”.

Практически ничего не делает власть и для того, чтобы укреплялись позиции шинников на внешнем рынке. “Росаве” и здесь приходится плыть в одиночку. И потому сегодняшняя жизнь прошлогоднего обладателя четырех золотых и двух серебряных наград специализированного международного конкурса “Лучшая автомобильная шина на дорогах России” все такая же серая. К зимним простоям добавились летние. Июльскую зарплату люди получили в сентябре. И заводские буфеты “не спрятали в ящик” недавний опыт выдачи “в счет зарплаты” крупы, муки и постного масла...

Вернувшись в гостиницу, мы включили телевизор. Было время новостей, и разбитная корреспондентка, захлебываясь потоком собственных слов, рассказывала об очередном заседании Кабмина. “Премьер Юлия Тимошенко, — тараторила она, — подчеркнула, что экономика страны стабилизируется. А в металлургической и химической отраслях начался подъем”.

Не сговариваясь, мы с удивлением взглянули друг на друга. Ведь “Росава”, где мы только что были, тоже предприятие Химпрома...

Киев — Белая Церковь — Киев.

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.