сегодня: 23 января, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 154 от 01 сентября 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / СЕМЬЯ / Слова хорошие и плохие

Слова хорошие и плохие
01.09.2009 , № 154 от 01 сентября 2009 г.

Слова хорошие и плохие

О том нехорошем, что дети приносят из детского сада, из школы, с улицы, и как с этим бороться — рассуждения мамы, ведущей дневник.

Среда, 12 августа

ЭТО было весной, когда я забирала Катю из школы. Первоклассники вывалились из дверей класса шумной толпой и, как дикари, бросились к лестнице. Минута — и они на свободе.

Моя дочка, повернувшись к подружке, произнесла нецензурное слово. У меня из рук чуть не выпал тяжеленный детский рюкзак.

— Что это такое?! — возмутилась я.

— Ничего, у нас в классе все так говорят.

— Очень плохо, — только и смогла я произнести.

Вечером у меня был “педсовет” с мужем.

— Как бы мы ни старались оберегать детей от бранных слов, они их слышат повсюду — в транспорте, в магазине на лавочке около дома, — сказал Сергей. — Их теперь не стесняются произносить ни старые, ни молодые. Я хоть и мужчина, но и у меня уши вянут, когда такое слышу.

— Что же делать? Я не думаю, что Катя понимает значение этих слов. А вот Данька наверняка знает, о чем речь.

— Предлагаю никак не реагировать на эти выражения, если они в речи детей проскочат. И у них не будет интереса к таким словам, — предложил муж.

Я согласилась, а позже все-таки пошла к психологу.

— Дети, особенно маленькие, очень интересуются новыми словами и стараются сразу же употребить, — говорила психолог. — Поскольку они не всегда понимают их значение, а воспринимают как простое сочетание звуков, то и не стесняются говорить нецензурные слова. Родителям ни в коем случае не надо ругать ребенка за это. Лучше вообще не обращать внимания, и тогда, возможно, бранное слово забудется само собой.

— Ты у меня гений! — сказала я мужу вечером. — Психолог повторила то же самое, что и ты.

А потом я передала ему остальную информацию. Некоторые взрослые, услышав неприличное выражение от ребенка, смеются. Этого тоже делать не стоит, поскольку тот сразу хочет повторить свой “успех”, рассмешить или заинтересовать дядю или тетю. А когда сын или дочь подрастут, родителям придется ругать их за то, за что сейчас поощряют.

— А если, несмотря на наши старания, дети все равно станут говорить эти слова, что делать? — спросила я.

— Если вы опробовали все возможное, чтобы ребенок забыл неприличное выражение, а он повторяет его, объясните ему, что воспитанные дети таких слов не говорят, — советовала психолог. — Скажите так: “Ведь ты у меня самый воспитанный, правда?”. Расскажите, что на свете есть разные слова: слова-волшебники, слова-помощники, приносящие добро и радость, но есть и злые слова-разбойники, которые причиняют всем боль. Словом, как-то без нотаций дойдите до его сознания.

Бывает, дети соглашаются с родителями, но когда взрослые их не слышат, опять берутся за свое. Запреты тут бесполезны. Лучше обратить внимание ребенка на то, как, например, вежливо и красиво разговаривают друг с другом герои кинофильмов. Правда, для этого вам придется перерыть всю телепрограмму, чтобы найти подходящий образец... Сами будьте для детей примером. Попросите воспитателя детскуго садика или школьного учителя приложить к этому и свои усилия. А если ваш ребенок “подцепил” ругательство от соседа Коли или товарища по классу, то не говорите, что он плохой мальчик, не запрещайте им дружить. Получится обратный эффект. Не поможет и изоляция “под домашним арестом”. Ребенок должен учиться жить в обществе, в котором существуют не только положительные герои. Просто скажите сыну или дочке, что культурные люди такими словами позорят себя, и предоставьте им самим решать, насколько воспитан их приятель Коля или подруга Дина.

Бывает, что дети просят родителей объяснить значение того или иного слова. Ничего не объясняйте. Скажите, что это нехорошее слово, и вы больше не хотите его слышать. А если в автобусе рядом с вами кто-то ругается на чем свет стоит, то ребенок, конечно же, все впитывает. Отвлеките его внимание чем-то за окном. Но он не хочет туда смотреть, а наблюдает скандал. Тогда прокомментируйте: “Нормальные люди ни при каких обстоятельствах не ругаются”.

Конечно, не все так просто. Но в семьях, где царит теплая атмосфера, где взрослые в общении друг с другом используют только “хорошие слова”, употребление их чадом бранных выражений будет временным и быстро пройдет.

Вторник, 21 апреля

ЧЕМ СТАРШЕ становится Даня, тем больше испытывает стрессов. Я где-то читала, что современный человек за день переносит минимум 12 стрессовых ситуаций. Даже подсчитала: в автобусе на меня наорали, на работе сообщили, что аванса не будет, врач не послушала мои легкие и не спросила, как давно кашляю, а сразу выписала дорогое лекарство...

Но я взрослый человек, закаленный нашей непростой жизнью. А на неопытного подростка с каждым годом ложится все большая психологическая нагрузка, и я не хочу, чтобы у моего сына раньше времени расшалились нервы.

Как помочь ребенку преодолеть стресс? С этим я пришла к психологу. Она сказала, что надо научить детей определять, когда и какие эмоции могут вызвать стресс, и стараться их гасить.

Например, тревожность. Если сына или дочь постоянно что-то беспокоит, то они непроизвольно накручивают волосы на палец, кусают ногти, переминаются с ноги на ногу. Это признаки нервозности. Ребенок должен следить за собой и обратиться за помощью, а не справляться в одиночку.

Допустим, он устает от многих обязанностей, боится нахватать плохих отметок. Пусть попросит помощи у родителей, братьев, сестер, друзей. Даже простой разговор по душам даст ему эмоциональную поддержку.

Научите ребенка планировать свой день. Трудную задачу лучше разделить по частям и выполнять каждую через определенное время. Такой подход поможет школьнику победить тревожность, неуверенность в себе.

Учите его находить время для отдыха. Говорят, смена вида деятельности — тоже отдых. Вот и составьте вместе такой список. Это может быть спорт, музыка, встреча с друзьями, помощь маме или папе по дому, забота о бабушке.

Анализ поражений тоже важен. Если ребенок в чем-то потерпел неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Ведь плохой результат — тоже результат. Не надо, чтобы он “пилил” себя за плохо написанную контрольную. Мол, дурак я, и все. Пусть лучше поищет причины: недоучил, спешил, не проверил как следует. Это поможет ему в следующий раз лучше справиться с заданием и вернет уверенность в себе.

Не забывайте о полноценном сне и хорошем питании. Ведь подростку нужны и физические силы для борьбы со стрессом.

Ну а если все же негативные эмоции “съедают” его, неплохим средством разрядиться может стать ведение дневника. Этот молчаливый друг все стерпит и оттянет черные мысли на себя.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.