сегодня: 18 июня, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 124 от 21 июля 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июнь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / СЕМЬЯ / Ребенок в лесу

Ребенок  в  лесу
21.07.2009 , № 124 от 21 июля 2009 г.

Ребенок в лесу

Дневник матери

Дети растут среди сверстников. С каждым из них складываются свои отношения.Каковы они? Отчего зависят? Об этом — рассуждения матери, ведущей дневник.

Вторник, 12 мая

СЕГОДНЯ, подходя к дому, увидела, как по улице бежит сосед Коля с 13-летним Юрой на руках. У мальчика из ноги лилась кровь.

— Что случилось? — переполошилась я.

— Я в травмопункт, потом расскажу, — крикнул Николай.

А жители дома уже обсуждали событие. Мальчишки во дворе поссорились. Юра отказался выполнять какое-то их требование, и те полоснули парня ножом.

Кое-кто считает детские драки явлением обычным. Мол, и мы так росли. Малыши могут конфликтовать уже в детсаду. Катя часто приходила оттуда то с царапиной, то с синяком. Я обращалась к воспитателям, но они “ничего не видели, ничего не знают”. И сейчас в первом классе один мальчик Катюшу постоянно дразнит, толкает, бьет. Катя себя защищает кулаками. Как к этому относиться?

Я пошла на прием к психологу. Школьники, говорила она, — это специфическая социальная общность. В ней царят свои правила, которые нужно обязательно выполнять.

Дети, особенно в средних классах, начинают сбиваться в небольшие стайки, куда принимают не всех. Отбор происходит по полу, возрасту и даже социально-экономическому статусу семьи. “Чужих” не подпускают. Если в классе появляется другая группа, первая еще больше сплачивается. Между группировками начинается конкуренция, переходящая порой в агрессию.

Этого можно избежать, если педагог умело поставит перед ребятами задачи, которые нужно решать только общими усилиями. Но не все учителя сегодня озабочены воспитанием учеников...

Внутри объединений тоже происходят интересные вещи. Например, согласие каждого члена группы с общим мнением или непротивление ему. Если, например, возникает идея сбежать с урока, то бегут все, даже внутренне несогласные. Если лидер крикнул: “Побьем его!”, кулаки всех молотят одного несчастного. Одобрение однолеток для ребенка важнее, чем мнение взрослых.

Более старшие ребята начинают оценивать ошибочность или правильность “законов” группы, считаться с ними или поступать вопреки. Против выступают, как правило, те, кто чувствует себя уверенно.

В каждой группе любят неглупых, дружелюбных детей, готовых прийти на помощь, успевающих в учебе. Чаще это дети из более обеспеченных семей. Отворачиваются от тех, кто сызмала лишен родительской любви, кого постоянно ругали. У таких детей обычно заниженная самооценка, они агрессивны, замкнуты, конфликтны.

В детском саду или в школе у ребенка обязательно появятся недруги. И родителям надо понять, в чем причина невосприятия их ребенка другими детьми. Например, это может быть его внешний вид, дефекты речи, торчащие уши и другое. Поговорите с педагогами, сами внимательно посмотрите на свое чадо. Нормально ли одет ребенок? В детском саду с Катей в одной группе был мальчик, у которого брючки все время волочились по земле. Маме все недосуг было вставить новую резинку. А детей это смешило. Они специально толкали парнишку, чтобы он запутывался в штанинах и падал. Если ребенок плохо говорит, идите к логопеду. Некрасивые уши девочки прикройте длинными волосами.

На уроках истории сын молчит у доски. Найдите то, в чем он силен, и развивайте это. После первых же успехов одноклассники его зауважают, и не будет повода для насмешек. Ваш отпрыск сам обижает ребят? Это он вымещает накопившуюся в душе обиду. А если видит, что родители постоянно ссорятся, то вообще не представляет жизни без конфликтов.

Есть и другая причина конфликтности. Это когда ребенок — кумир семьи и каждый его каприз взрослые наперегонки бросаются выполнять. Такого же отношения к своей персоне он ждет и от детского коллектива. Если этого нет, начинает добиваться желаемого, провоцируя конфликты.

Поэтому, подчеркивала психолог, пытаясь научить ребенка правильно общаться или “держать удар”, не давая себя в обиду, измените и свое неправильное поведение.

А лучше всего получить консультацию психолога. Каждый ребенок — это особый мир. Почему-то одежду, прежде чем купить, мы примеряем, а в воспитании всех причесываем под одну гребенку.

Пятница, 3 июля

ЧАСТО, готовя ужин, смотрю из окна во двор. Детишек много. На улице жарко, сухо, много пыли и мало зелени. Дети асфальта! Они оторваны от природы. Нынче не модно бродить по лесу или ездить с родителями за грибами, ходить в походы, как было в годы моего детства. Сейчас дети изучают флору и фауну на уроках по учебникам. Да, нынешние подростки лучше иных взрослых разбираются в компьютерных играх, но не знают, как выглядит дубовая роща, не помнят запаха соснового бора, рыбу видят лишь замороженной в магазине. Лес, речка, поле, коровы, собаки, гуси, кролики для них нечто абстрактное.

Вспомните Сухомлинского. Даже для сельских ребятишек он проводил уроки на природе. Значит, это важно. Вспомните себя. Если в душе обида, на глазах — слезы, мы бежим из четырех стен городской квартиры в парк. И душа успокаивается. Горести мельчают.

Так и детям нужно бывать на природе. Она будет питать их эмоционально, станет источником творческого развития.

Думаю о себе. С возрастом стало лень отрываться от дивана. Раньше по вечерам с мужем гуляли. И дети бежали рядом. А теперь у каждого в комнате свой телевизор, у сына и дочери — компьютер. Неподвижность детей духовная и физическая, нездоровая еда — причина частых простуд, ожирения, агрессии, расстройства внимания и даже депрессий.

Наверное, скоро надо будет сфотографировать для истории последнего ребенка, который побывает в лесу.

Между тем умные люди советуют, как в том же лесу переключать неиссякаемую энергию ребенка с проказ на полезные дела, вызвать любовь к природе.

Например, надо не просто говорить детям: “Это сосна”, а рассказывать интересные факты. Например, о способности сосен выживать в суровых зимних условиях, когда сильный ветер ломает ветви, или о том, как корни сосен, растущих на скалах, добывают питательные вещества. Дети на все это реагируют очень эмоционально, у них появляется интерес. Можно вместе с детьми, гуляя в лесу близ села, поливать какое-то чахнущее деревце, подкармливать птиц.

Научите ребенка наблюдать за природой. И удивляйтесь его открытиям, новым сведениям, которые он сам раздобыл. Летит стрекоза. При коротких крылышках — всего-то 10-94 миллиметра, скорость полета 30 километров в час! Вернувшись домой, прочитайте в “Детской энциклопедии” о ней и о других насекомых.

Если поездки на природу станут общением типа “ученик — учитель”, это пойдет на пользу всем: ребенку, вам и семейной атмосфере.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.