сегодня: 26 сентября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 108 от 20 июня 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / КОМЕНТАРИИ / Наш друг — обычный карандаш...

20.06.2009 , № 108 от 20 июня 2009 г.

Наш  друг  —  обычный  карандаш...

Неизвестное об известном

Что мы знаем о привычном и знакомом всем нам карандаше? Когда он “родился”, как “жил” и как выглядел раньше? Сколько слов можно им написать, и какое отношение имел к нему Ломоносов? Что такое карандашный “гросс” и сколько видов карандашей бывает? 

Это  был  предмет  роскоши

МНОГИЕ исследователи считали, что карандашу не более 300-350 лет. Однако раскопки археологов доказали, что он гораздо старше. Уже в XIV веке в Венеции изобрели серебряный карандаш. В деревянные половинки венецианцы вклеивали стержень из окисленного серебра. Именно такими “устройствами” пользовались художники эпохи Возрождения. А свинцовый карандаш появился и того раньше — в IV веке в Византии. И, видимо, венецианцы об этом знали, поскольку их карандаш был почти точной копией византийского. Первые карандаши с графитом “заправлялись” в металлическую трубочку, часто золотую, и поэтому, кроме своей основной функции — письма на бумаге, карандаш считался предметом роскоши.

Первый документ, в котором упоминается всем знакомый нам деревянный карандаш, датирован 1683 годом. Именно тогда в Германии, в Нюрнберге, началось производство графитных  стержней. Чтобы продукция получалась дешевле, немцы смешивали графитный порошок с серой и клеем, получая таким образом стержень, которым можно было писать. Его качество было не лучше, но главную свою функцию он выполнял.

Чтобы скрыть замену графита смесью, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В частности, делали деревянный корпус, в начало и конец которого вставляли кусочки чистого графита. В середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Понятно, что “нюрнбергский товар” хорошей репутацией не пользовался. Но принцип размещения стержня в специальном, не пачкающем руки деревянном футляре пошел отсюда.

Чуть позже во Франции карандаш изготовил Николя-Жак Конте. Его имя осталось в истории потому, что свои карандаши он делал по новой технологии — из смеси графита и определенных сортов глины, обожженных в печи. Эта технология  оказалась настолько удачной, что применяется и сегодня.

Опасное  производство

ПРОИЗВОДСТВО первых карандашей было связано с немалыми трудностями и даже опасностью. Дело в том, что графит — главный компонент, с помощью которого карандаш становился карандашом, “добывался” в Англии. Понимая уникальность и коммерческую выгоду такой ситуации, английский парламент ввел в конце XVIII века строжайший запрет на вывоз драгоценного товара. Нарушение этого правила каралось очень строго, вплоть до смертной казни.

И все же несмотря на это, графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путем. Правда, это привело к резкому увеличению его стоимости. Но это обстоятельство руководителей карандашного производства не смущало. Они открыли еще одно важное достоинство своего дела: изменение пропорций смеси давало возможность делать стержни различной твердости. Это послужило основой даже для современной классификации карандашей по твердости (твердый, мягкий, средней твердости). Ну а шестигранную форму корпуса карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл — для более устойчивого положения при письме на наклонных поверхностях. Он же установил стандартную длину и диаметр карандаша.

Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной в 56 километров или написать более 40 тысяч слов. Говорят, что знаменитый писатель Стейнбек мог исписывать за день до 60 карандашей. И Хемингуэй тоже писал только деревянными карандашами...

Триста  видов  и  семьдесят  два  цвета

И ЕЩЕ несколько малоизвестных фактов. На российских богатых графитом и лесом просторах он появился благодаря Михаилу Ломоносову. Силами жителей одной из деревень Архангельской губернии он развернул производство карандашей в деревянной оболочке и ввел в мировой обиход понятие “гросс”, что означает “дюжина дюжин”. “Гросс” был дневной нормой выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. И такая единица измерения количества карандашей существует в мире до сих пор.

Вид  графитового стержня в деревянной оболочке не изменяется уже более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, становится астрономическим количество выпускаемых карандашей, но идея трения слоистой красящей субстанции о шершавую поверхность остается удивительно жизнеспособной. Сегодня производится более 300 видов карандашей для самых разных видов деятельности. Можно приобрести простые или заказать карандаши 72 цветов! Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке. Есть карандаши, применяемые в строительстве и оставляющие след на поверхности, находящейся на открытом воздухе в течение нескольких лет.

Чтобы по-настоящему оценить достоинства нашего старого друга, стоит вспомнить, что письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные, а позже, металлические перья, чернила и тушь. Человек, пользующийся ими, был буквально прикован к столу. И только карандаш дал ему возможность свободно передвигаться, делать нужные заметки даже в пути. Отсюда пошла и сегодня  популярная фраза “взять на карандаш”...

 

Автор: Евгений ПАСИШНИЧЕНКО.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.