сегодня: 16 июля, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 96 от 02 июня 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Пока мы запрягаем — другие едут

Пока  мы  запрягаем  —  другие  едут
02.06.2009 , № 96 от 02 июня 2009 г.

Пока  мы  запрягаем  —  другие  едут

Донецкий научно-технический центр “Реактивэлектрон” создан в 1959 году. Тогда он являлся подразделением московского Института реактивов. В 1967 году институт получил статус Всесоюзного и головного в области создания базовых материалов для электронной техники, химически чистых и особо чистых веществ и реактивов, тугоплавких соединений и композиционных материалов. Сегодня Центр — это структурное подразделение НАН Украины.

Наши  пьезоматериалы  лучше  зарубежных

– У НАС более десяти направлений, которые разрабатывает Центр, — рассказывает директор “Реактив­электрона” Владимир Сидорович Полищук. — Имея свои научно-исследовательские подразделения, свой опытный завод, НТЦ обеспечивает не только проведение комплексных научно-исследовательских работ, создание новых материалов и технологий, их промышленные испытания, но и выводит разработки на уровень готовых к использованию промышленных технологий.

Одно из главных направлений работы — создание базовых материалов для электронной техники, в первую очередь пьезоматериалов. У них широчайшая сфера использования. Именно они обеспечивают медицинским приборам качество и широкие возможности применения. К сожалению, производства их в нашей стране нет. Украина по-прежнему покупает подобную технику за рубежом, расплачиваясь валютой. Хотя отечественные пьезоматериалы — сердце этих приборов, по качеству лучше зарубежных.

Можно понять наших производственников, отдающих предпочтение импортной технике и оборудованию. Современные машины, техника и оборудование  нужны предприятиям сейчас. Именно поэтому, чтобы не плестись в хвосте, мы и должны использовать свой научный потенциал. Ведь, как известно, за рубежом активно используют наши разработки, которые потом нам же продают в виде готовой продукции.

Почему  алмаз  блестит  не  нам?

– НЕСКОЛЬКО месяцев назад я был в командировке в Швейцарии и княжестве Лихтенштейн, — продолжает Владимир Сидорович. — Посетил всемирно известные фирмы “Магнетфиниш” и “Бальцерс”. Они разрабатывают робототехнику с использованием магнитоабразивной обработки различных инструментов. Так вот, партнеры применяют наши композитные материалы, которые обеспечивают высокую производительность и качество обрабатываемых изделий. Детали, обработанные нашими материалами, более надежны и эффективны в эксплуатации. Наши композитные материалы не имеют аналогов и лучшие в мире. Создаваемые у нас магнитоабразивные порошки с присутствием алмазов не имеют конкурентов.

Зарубежные партнеры уже получают отдачу от наших уникальных порошков-инструментов, а в Украине пока только говорят о создании в рамках НТЦ собственного комплекса, услугами которого могли бы пользоваться машиностроители и металлообработчики, чьи изделия на нашем роботизированном участке проходили бы доводку и становились по-настоящему конкурентоспособными. Интересно, что против идеи создания такого комплекса никто не выступает, более того, он вошел в программу технического развития Донецкого региона до 2020 года. Пока мы запрягаем, зарубежные партнеры уже едут.

“Реактивэлектрон” много лет сотрудничает с Донецкой железной дорогой, одной из самых грузонапряженных магистралей в Украине. Ученые Центра стали эксклюзивными поставщиками токосъемных материалов для тяжелых локомотивов. Токо­съемник — это пластина, которая крепится на пантограф и скользит по контактному приводу. Легко сказать “скользит”. Всякое скольжение — это трение, возможные “пропилы”, наконец, прорывы линий, которые выводят из строя целые участки дороги. Пробег сделанных в России накладок составляет 25-30 тысяч километров, словацких — 11-15 тысяч. А вот полностью отвечающие самым высоким требованиям по прочности, износостойкости и экологической безопасности накладки НТЦ “Реактивэлектрон” ходят 80-90 тысяч километров, и это не предел. И тем не менее на других железных дорогах “Укрзалізниця” использует импортные накладки, хотя наши не только намного эффективнее, но и гораздо дешевле. А еще, имея более низкое переходное сопротивление, в соприкосновении с контактным приводом существенно экономят электроэнергию.

А  Минтранс  в  стороне

ОДНАКО дело не только в экономике, но и в невосприимчивости к отечественным разработкам. Куда проще купить за рубежом, да и еще с определенным личным интересом.

Недавно президент Национальной академии наук Украины академик Патон обратился к министру транспорта и связи Винскому с просьбой рассмотреть возможность использования наших токосъемных материалов на других железных дорогах Украины. После неоднократных напоминаний и по истечении более трех месяцев главные управления локомотивного хозяйства и электрообеспечения “Укрзалізниці” сообщили нам о том, что “Укрзалізниця” разрешает использовать наши токосъемные материалы на всех железных дорогах Украины, но заинтересованности в решении вопроса не проявила.

И это при том, что все высокие чиновники вопят с трибун о необходимости максимально в условиях мирового финансового кризиса использовать свои резервы, свой потенциал. До 500 перспективных проектов включено в программу научно-технического развития Донецкого региона до 2020 года. Их реализация может существенно изменить, диверсифицировать экономику Донбасса. Но при таком бесхозяйственном отношении к разработкам отечественных ученых вряд ли будет достигнуто намеченное...

 

Автор: Николай СТОЛЯРОВ.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.