сегодня: 24 января, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 86 от 19 мая 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / СЕМЬЯ / Егоза ты этакая!

19.05.2009 , № 86 от 19 мая 2009 г.

Егоза  ты  этакая!

Дневник матери

Сегодня предлагаем вам рассуждения нашей читательницы, ведущей дневник, о том, как обращаться с очень активными, подвижными детьми. И такими, которые считают себя самостоятельными.

Четверг,  30  апреля

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ учебный год. Мы отдали дочку в школу не в шесть лет, как настаивали родственники, а в семь. Это старшего Даню мы повели в шесть. Поддались моде, всеобщему родительскому ажиотажу. И потом жалели. Мальчикл к школе не бы готов.

Раньше считалось, что если ребенок умеет читать, писать и считать, то может садиться за парту. Однако не это главное. Обучить чтению и письму в первом классе — обязанность учителя. Психологи считают, что готовность к обучению — в трех составляющих: умении работать по правилу, по образцу и способности к обобщению. К шести годам у ребенка эти возможности только появляются, но пока не закреплены. Нужен еще год. А малыша взяли и посадили за парту, преждевременно перетащив в следующий этап развития.

Исследования подтверждают, что среди шестилеток, которые идут в школу, 30 процентов научились слышать, что говорит взрослый, запоминать, выполнять и анализировать свои действия, 70 процентов этого не умеют. Четверть требуют, чтобы им повторили правило дважды и трижды. Еще треть ребят слышат, все понимают, запоминают, но не умеют действовать самостоятельно.

Об этом мне рассказывала первая учительница Дани. С ним у нее было немало проблем. И у меня тоже. Эх, еще бы годик — и к школе он бы вполне “созрел”. Но мы этого не знали.

Конечно, у каждого ребенка — свой темп развития. И если у кого-то к шести годам сформировались все три умения, такого можно вести в школу.

Катя тоже не была готова в шесть лет грызть гранит науки. И мы со спокойной совестью повели ее в первый класс в семь лет.

С ней была другая сложность. Она очень контактная, веселая и живая. Даже слишком живая. Специалисты таких называют гипер­активными. Главная их беда — расстройство внимания, связанное с чрезмерной возбудимостью. А к беспокойным непоседам нужен особый подход.

Кате пришлось трудно. Дома только она раскроет тетрадь, чтобы выполнить задание, как вдруг бросается к игрушкам. Но тут же вскакивает, ходит из комнаты в комнату, возвращается к столу, а по дороге включает телевизор. Сосредоточиться на одном деле для такого ребенка — проблема.

Часто без какой-либо видимой причины гиперактивные ребята переходят от пассивности к возбуждению. Бегают, бросаются всем, что попадет под руку, кричат, дерутся.

— Поставь ее в угол хоть на полчаса! — просит муж. — А не то я возьму ремень!

Но стояние в углу, запрет гулять, лишение конфет, угрозы — ерунда. Самое большое наказание для егозы — спокойно просидеть несколько минут на стуле или простоять в углу. Ребенок будет ныть, вертеться, но наказание запомнит как самое страшное.

Гиперактивный ребенок не в состоянии просидеть и целый урок. Поэтому имеет плохую репутацию, неважные отметки — несмотря на нормальные учебные способности.

— Я старалась ровно писать, — плачет Катя, протягивая мне тетрадку, где красной ручкой все перечеркнуто крест-накрест. — Хотела не бегать на перемене, но меня девочки позвали.

Гиперактивные дети тоже недовольны своим поведением, но не могут контролировать свои действия. И сколько бы я ни говорила учительнице об особенностях Кати, она к ней относится как к обычной девочке... У меня появилась мысль перевести дочку в параллельный класс, где учительница спокойная, на детей не кричит, в отличие от нашей, и понимает, что гиперактивным детям надо просто дать выход их энергии, а не “ломать” ребенка. Возможно, он таким будет всегда. Просто побольше физических упражнений на свежем воздухе. И строгий режим дня. Прием пищи, занятия, отход ко сну — все должно быть по часам, чтобы приучить непоседу к дисциплине. Не надо допускать его переутомления, иначе снижается способность к самоконтролю и растет гиперактивность. Плюс здоровое питание. Есть связь между трудностями в концентрации внимания у детей и химическими добавками в пище. Искусственные красители, консерванты ухудшают поведение гиперактивного ребенка, а их отсутствие — улучшает. Так что никаких сосисок, консервов, сладких напитков с пищевыми добавками, шоколадок.

Поменьше ругайте “буйное”, но такое жизнерадостное чадо. Вместе вырабатывайте внимание и усидчивость, больше хвалите его за старание.

Вторник,  9  декабря

НА ДНЯХ позвонила подруга и, рыдая,  сказала, что ее старшеклассница-дочь не ночевала дома.

— Что делать? — с тревогой спрашивала Света. — Я не спала всю ночь. По мобилке Оля сказала, что хочет жить одна.

— Во дает! Пусть сначала школу закончит, — ответила я. — А где она?

— У своей одноклассницы, родители которой за границу уехали на  полгода по контракту. Хотят заработать денег на учебу дочери в вузе. А дочка вот что творит: приглашает мою Юльку к себе жить. Страшно от мысли, чем они там могут заниматься.

Я дала Светлане телефон моего психолога. Ситуация непростая. Тем более что Света одна воспитывает дочь. Позже мы с ней обсуждали советы специалиста. И Света последовала им.

Что надо было маме сделать? Выяснить, что случилось, почему вдруг Юля ушла из дома. Мама сказала дочке, что если у нее есть проблемы, лучше решение принять вместе. Говорить с Юлей Светлана старалась вежливо, спокойно, не срываясь на обвинения. Не давила, не требовала от нее немедленного возвращения домой. Если, например, дочка на время ушла к своей Оле, но хочет продолжать жить с мамой, то пускай обязательно звонит домой и рассказывает о себе. И настроением теперь совсем одинокой мамы тоже может поинтересоваться. Если же дочь в принципе хочет жить без матери, то та тоже имеет право на свои желания. Например, может предложить дочке самой зарабатывать деньги на жизнь, коль скоро она такая самостоятельная. Но при этом Света сообщила, что всегда будет рада видеть любимую дочку в гостях. И вообще ее родной дом — тут. Светлане удалось не давить своим авторитетом или жалостью к себе на Юлю. Пусть она сама выберет, как ей лучше. Скорее всего, помыкавшись, дочь вернется домой. Тем более что до окончания школы еще два года.

На этом телефонные переговоры закончились. Светлана, конечно, наревелась от души. Прошло три дня. Юля вчера звонила и сообщила, что еще будет думать. Но как там оно обернется? Однако, кажется, она уже соскучилась по маме и привычной обстановке. В гостях-то хорошо, а дома лучше.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.