сегодня: 18 ноября, суббота
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 76 от 31 мая 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ / Балаклава: в подземелье свет не виден

31.05.2006 , № 76 от 31 мая 2006 г.

ЖИТЕЛИ Балаклавы, отметившей свое 2500-летие, уверяют, что она намного старше, что о ней упоминал еще Гомер в своей знаменитой “Одиссее”. Может, и так, только в советское время о городке со множеством засекреченных объектов старались не говорить и не писать — нечего привлекать лишнее внимание. Сегодня маятник пошел в другую сторону: гостей и инвесторов заманивают всеми доступными способами.

Балаклава в переводе с тюркского — “рыбье гнездо” или “садок для рыбы”. С точки зрения экологов, сегодня название далеко от истины. Рыба из бухты разбежалась, поскольку содержание вредных веществ в воде выше всяких норм. Если бы в чистоту прибрежной зоны вбухали столько же средств, сколько в свое время в военные объекты города, была бы сейчас у нас хрустальная вода у алмазных берегов. А так имеем то, что имеем.

Сдвиги, конечно, есть. Экологическая программа Балаклавы выиграла грант агентства США по международному развитию. Первый транш уже получен. Действительно, чего бы не дать денег на экологию? Лучше, чтобы здесь водились туристы и рыба, чем подлодки с ядерным запасом, торпеды, ракеты и мины. А ведь еще недавно их было здесь с избытком, от чужих глаз они были надежно укрыты под 100-метровой скальной крышей. После развала Союза ядерные запасы вывезли в Россию, ушли к местам новых стоянок субмарины, а мрачное подземелье осталось.

Секретный лабиринт

Первые корабли Азовской и Днепровской флотилий появились в окрестностях Севастополя в 1783 году, после присоединения Крыма к России. Рос город — росли и подземные арсеналы. Перед Великой Отечественной войной в скалах возникли командные пункты и узлы связи, торпедные арсеналы, хранилища химических боеприпасов и боевых отравляющих веществ, а в Севастопольской бухте — электростанция “Крот”.

В 1952 году был утвержден сталинский план создания подземного города. От каждого военного объекта Севастополя вниз уходили пути в противо-атомные убежища. “Дубликаты” появились у штаба, полит-управления, прокуратуры и других структур.

С приходом к власти Хрущева центр подземного строительства сместился в Балаклаву, где быстро создали крупную базу и завод по ремонту подводных лодок. Субмарины подходили к берегу и... пропадали с экранов американских космических станций слежения. Разгадка была простой: подлодки по тайному каналу уходили в закрытые доки. Там их ремонтировали, заряжали аккумуляторами, пополняли запасы воды и солярки, меняли ракеты и торпеды и снова отправляли в рейс.

После развала Союза началась подлинная вакханалия. Специалисты говорят, что мародеры вывозили отсюда ценный металл, станки, светильники, провода целыми грузовиками. Сейчас тоже вывозят, тоже грузовиками — только мусор. В подземелье решено сделать филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины. Экскурсии уже проводятся. Кататься на лодке по сумрачному гроту — это вам не прогулка на гондоле по солнечной Венеции, однако любители экстрим-туризма находятся. В хитроумном сплетении маршрутов помогают разобраться опытные проводники. Особенно клюют на приманку иностранцы. Отзывы полярные.

Английский гость М. Уин-терсгилл считает так: “Это абсолютно ошеломляюще. Это похоже на фильм о Джеймсе Бонде. Я стоял в помещении, где хранились ядерные боеголовки. Бетонные стены покрыты асбестом. Говорят, что это хорошая звукоизоляция, а когда вы обращаетесь с ядерным оружием, нужно четко слышать приказы”.

Не разделяет восторгов немецкая газета “Frankfurter Rundschan”: “После ухода русских скалы и подводные доки остались бесхозными, поэтому и решили создавать Морской музей. С того времени здесь что-то колотят, сваривают, но до сих пор единственный приличный экспонат — это сама скала. В холодном и темном гроте есть несколько пояснительных табличек, старая гаубица и подлодка, которую музей приобрел, чтобы несколько оживить мрачные помещения”.

 Ветра столетий

Последний отзыв не прибавляет оптимизма. Немцы — народ пунктуальный, они никак не поймут, почему за десяток лет нельзя было создать в скальных глубинах нечто грандиозное и начать зарабатывать на этом валюту. Сумели же французы включить в турмаршруты форты “Линии Мажино” и батареи “Атлантического вала”. Деньги можно делать из всего, надо лишь чуточку сообразительности.

Севастопольцы долго раскачивались. Подо что только не хотели приспособить бывшую базу — от винохранилища и шампиньонницы до Диснейленда и казино. Остановились на музее.

Пока показывать особо нечего. Поэтому решено включить в маршрут “цеха со станками и стеллажами, где комплектовались торпеды, “красные уголки” с красными знаменами и лозунгами того периода типа “Пятилетке — ударный труд”, плакатами по технике безопасности...”. Иностранцы, может, и включатся в игру “Балаклавский экстрим”, наши туристы, скорее всего, останутся равнодушными. Стоит ли лезть под землю, чтобы вернуться в прошлое и похихикать над ним? Почему бы не установить в музее старинные галеры и триремы, корабль аргонавтов и тому подобное?

Джеймс Олдридж когда-то писал: “В Крыму много такого, что возбуждает интерес. Скажем, что сталось с судами, которые на протяжении тысячелетий курсировали у берегов этого района? С теми, что потерпели крушение и затонули? Что лежит на дне морском, там, где были колонии древних греков?”.

Кто придет первым?

На многие вопросы у нас есть ответы. Знаем, где лежит парусник Гераклеи Понтийской IV века с амфорами на борту, и турецкий флагманский корабль “Капудание” с 74-ю пушками, и советский теплоход “Ленин” с золотым запасом Одесского банка.

Как говорят в Департаменте уголовного розыска МВД Украины, 79 процентов разграбленных затонувших судов в Черном море приходятся на Крым. У частных предприятий — самое современное водолазное снаряжение. Работы идут на глубинах до 50 метров, особенно часто — в акваториях Севастопольской бухты, Керченского пролива, Каламитского залива. Сегодня уничтожение грозит всем — подводным лодкам, эсминцам, минным плавбазам, транспорту. Если и дальше так будет продолжаться, возможно полное исчезновение затонувших объектов. У криминала банк данных полнее, чем у науки.

Сейчас на учете Департа-мента подводного наследия Национальной академии наук Украины числится 780 судов — от античных до современных. Цифры тают на глазах. Законы “Об охране культурного наследия” и “О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия” существуют лишь на бумаге.

Во всем мире для подводных кладоискателей установлено вознаграждение, только не у нас. У нас государство всегда хочет забрать все. И не получает ничего, кроме отвлекающей идеи загнать в подземелье новую Крымскую АЭС. Иначе бы откуда взялось распоряжение Севастопольского горсовета и горадминистрации “Об образовании рабочей группы для изучения предложений о проектировании и строительстве в Севастополе подземной атомной теплоэлектроцентрали на базе теплоэлектроцентрали госпредприятия “Крымские генерирующие системы”? Главным плюсом специалисты считают то, что реакторы в штольни можно доставить прямо по воде, и монтаж обойдется намного дешевле.

Проектировщики и местные газеты полны иллюзий: “Станции не страшны ни снежные заносы, ни лавины, ни оползни, ни ураган, ни торнадо, ни пожары на соседних объектах, ни туман, ни мороз, ни молнии, ни метеориты, ни транспортные аварии, ни падение самолета, ни попадание ракеты...”. Все это так. Только стопроцентной “защиты от дураков” мы еще не придумали.

Пока огромные залы Ба-
лаклавской базы подводных
лодок пусты. Правда, в этом году здесь собираются установить 10 подводных экспонатов. Уже достали пушку времен лейтенанта Шмидта, точнее, минного судна “Буг” из революционной эскадры. Семиметровое орудие чистят от ракушек, ржавчины и соли. Вид у пушки неважный. Подводные грабители, уже доставшие или разрезавшие на металл 124 судна и 8 подлодок, нашли бы что-то получше.

У них есть опыт. Пора и нам поучиться.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.