сегодня: 18 июля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 76 от 28 апреля 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / МНЕНИЯ / Нельзя слепо копировать Запад

Нельзя  слепо  копировать  Запад
28.04.2009 , № 76 от 28 апреля 2009 г.

Нельзя  слепо  копировать  Запад

Тестирование в школах

 

6 мая начинается тестирование выпускников школ, на которое зарегистрировалось примерно 462 тысячи человек. О проблеме, так волнующей будущих абитуриентов и их родителей, — наша сегодняшняя беседа с народным депутатом Украины, секретарем Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, заслуженным учителем Украины Екатериной Самойлик.

– Екатерина Семеновна, тестирование — это хорошо или плохо?

— У ребят отобрали право выбора: поступать в вуз по результатам экзаменов или тестов. Ни в Конституции Украины, ни в законодательстве об образовании не сказано, что внешнее оценивание знаний должно осуществляться исключительно посредством тестирования. Надо было оставить альтернативу, чтобы ученики сами решали, кому что больше подходит. Нарушено конституционное право детей. Тоталитарное тестирование незаконно.

— Тесты объективно отражают знания учащихся?

— Тестирование — механическое воспроизведение знаний, и часто правильный ответ выпадает случайно. Это несправедливо открывает дорогу в вуз человеку, не подготовленному для учебы там. Я не могу представить абитуриента, поступающего на исторический или филологический факультет, у которого нет логического мышления, связной речи. Знать произведение и ответить на вопросы по нему намного сложнее, чем поставить крестик. Тесты ограничивают возможности ребенка раскрыть себя. Да и в целом эта система ведет к сужению интеллекта детей.  К примеру,отец говорит сыну-пятикласснику: “Ты будешь юристом”, и ребенок начнет делать упор на предметы, по которым будет тестирование. Так мы уходим от уникального опыта советской школы, перед которым преклонялся весь мир: ведь выпускники имели энциклопедические знания.

Конечно, если мы хотим, чтобы наши дети подобно президенту США путали Аргентину с Бразилией, Чили с Перу, то, наверное, те, кто вырабатывает политику в образовании, идут правильным путем. Но, думаю, нам лучше использовать свой опыт. Не американец же первым полетел в космос, а советский человек! Граждане СССР и в другом были первопроходцами, потому что мы давали в школе мощную базовую подготовку.

— Сторонники тестирования говорят, что оно прогрессивно.

— Да, двигаться вперед надо. Еще Шевченко учил: “І чужому навчайтесь, і свого не цурайтесь!” Но мы свое почему-то отбрасываем. Стоит вернуть право выбора — и дети будут заинтересованы иметь знания по многим отраслям, чего сейчас не наблюдается. Поэтому я настаивала на том, чтобы при поступлении в вуз учитывался и средний балл аттестата. Иначе все годы учебы в школе — насмарку. И в этом тоже существенный недостаток тестирования. Есть и еще минус. Тестирование почти полностью уничтожило систему заочного обучения. А через нее прошли многие. Она берет начало с фабрично-заводских училищ, когда молодая Советская республика делала все, чтобы стать страной сплошной грамотности, чтобы люди могли бы учиться без отрыва от работы на вечернем или заочном отделении.

— Имеют ли сегодня шансы поступить в вуз те, кто окончил школу не в этом году?

— Очень малые. Этим нарушается право на высшее образование для окончивших школу несколько лет назад. Допустим, девочка после школы вышла замуж. Родились дети. Или человек долго болел,  работал за границей... Выпускники прошлых лет не могут воспользоваться своим правом потому, что теперь другая программа, нежели та, по которой учились они. А еще надо вовремя подать заявку на участие в тестировании. Я знаю сама и по письмам, которые приходят, что родители не смогли подать заявление то ли оттого, что плохо была поставлена разъяснительная работа, то ли ребенок находился в больнице и надо было думать, как его спасти. И таких случаев много.

Нельзя слепо копировать то, что дает нам Запад. Вопросы в тестах так сужают возможность ученика логически мыслить, что мы действительно ведем его к деградации. Например, вопрос из истории Великой Отечественной войны: “Какой город дважды сдавался немцам и дважды брался советским войсками?” Ответ — Харьков.

— Да было несколько таких городов!

— Вот именно! Но попробуй ответить так и потом оспорить, что ты прав. Содержательная сторона тестов требует большой доработки.

— Не пойму одного: тестирование начинается 6 мая, а последний звонок — 29 мая. Почему так?

— Плохо, что тестирование проводят во время учебного процесса. Еще не вычитана программа, а законодательство четко фиксирует, что оценка знаний — это итог всей 11-летней учебы, аттестация за полное выполнение государственной программы. А мы не даем возможности пройти ее до конца, прерываем учебу почти на четверть. Я уже молчу о том, что для выпускников освобождают кабинеты, отменяют уроки в других классах. И нормально ли ребенок пройдет испытание, если ему нужно ехать из села на тестирование 30-40 километров, сидеть, переживая, потому что там незнакомые, чужие преподаватели? А ему надо быть очень сосредоточенным.

— Тут и взрослый растеряется!

— На экзамене как бывает. Учитель подойдет к ученику, положит на плечо руку и скажет: “Коля, успокойся. Ты ведь этот материал знаешь”. И все, ребенку больше ничего не надо. А когда он остается один на один с табличкой “Вопрос — ответ” — это не наша украинская ментальность. Как бы мы ни пристраивались к заморским странам, мы — славяне и православные. Все воспринимаем через душу и сердце.

Я понимаю: жена президента сказала, что в Америке лучше, чем у нас. Но это спорно. Разве мы не знаем, какой уровень знаний у американских детей, как там организован учебно-воспитательный процесс? Когда твердят, что у нас все плохо, я хотела бы этих “учителей” возвратить на их родину. И пускай ответят, где школьники начали стрелять в одноклассников. Не надо нам все американское преподносить в качестве образца. Но даже если и принимать американское тестирование, которое навязано нам силой, не стоит забывать, что США к нему шли не одно десятилетие. А нам приказывают: “Сейчас и немедленно!”

— Говорят, что тестированием перекрываются пути коррупции.

— Да, вывеска выбрана удачная. Как, впрочем, и все остальное у “помаранчевых”. Но коррупция не исчезла, а переместилась из отдельных вузов в Центр внешнего независимого тестирования. По итогам только первого семестра этого учебного года пришлось отчислить очень много неуспевающих студентов. Это говорит о том, что можно было запастись справкой об инвалидности, и тебе — зеленая улица в вуз, несмотря на низкий балл. Тотальной борьбы с коррупцией не получилось. В Украине достаточно фискальных органов, которые могут проверить выпускные и вступительные экзамены и сказать: “Этот вуз — рассадник коррупции”. Если у президента и руководства Министерства образования имелись конкретные примеры, нужно было подключить милицию, прокуратуру, СБУ и вывести вуз на чистую воду, чтобы другим неповадно было, а не обвинять всех подряд.

— При тестировании в равном ли положении городские и сельские школьники?

— Нет, и это  тоже отрицательный момент. В самом городе школы разные по своему уровню, что уж говорить о селе. Мое мнение и точка зрения Компартии Украины, которую я представляю, такова: мы должны обеспечить равный доступ к знаниям, создав одинаковые условия для детей в сельской и городской школе, в платной элитной и самой обыкновенной. У нас больше семей обыкновенных, чем богатых. А мы еще богатым даем возможность для беспрепятственного получения высшего образования! Те миллионы, которые выбрасываются на тестирование, отдать бы на всеобщую компьютеризацию классов, на создание условий для учителя.

— Еще к 2005 году обещали все школы компьютеризировать и подключить к Интернету.

— Абсолютно верно! В сельских школах 65 процентов учителей — пенсионеры. Читают по несколько предметов, тянут лямку. Представляю, как молодой учитель приезжает в сельскую школу с дипломом европейского образца, а там нет компьютера, печное отопление и лет 17 без ремонта. Качественный, равный отбор в вузы создать можно, только создав одинаковые условия для детей в школах. Там, где учатся дети и внучка Ющенко, условия намного лучше, чем в остальных. Но наши Ломоносовы питались от земли. Да, не время идти в лаптях из дальнего села в столицу. Но земля-матушка дает таким детям природный ум, смекалку, неуемную жажду знаний и желание достичь в жизни определенных вершин. И если мы не будем учитывать этого, то через десять лет вспомним, что “благодаря” тестированию взрастили потерянное поколение. А это делается с согласия Верховной Рады, президента, при потакании Кабинета министров. Мы не даем себе отчета о том, что у нашей молодежи нет запасного аэродрома. Они хотят свою мечту реализовать дома. Но им закрыт доступ к высшему образованию. Когда человек уютно себя чувствует на родной земле, он никогда не променяет ее на самые лучшие заморские державы. Это и есть любовь к родине.

От редакции. Что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу? Ждем ваших писем с пометкой на конверте: “Школьное тестирование”.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.