сегодня: 22 января, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 63 от 07 апреля 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / СЕМЬЯ / Иди к своим игрушкам!

Иди  к  своим  игрушкам!
07.04.2009 , № 63 от 07 апреля 2009 г.

Иди к своим игрушкам!

Дневник матери

Наши дети растут рядом с нами, а на самом деле почти одни. Часто взрослые просто не обращают на них внимания. О том, как мы общаемся с детьми — раздумья одной матери, ведущей дневник.

Вторник, 10 февраля

ЗВОНЮ подруге и слышу, как она отвечает мне и параллельно грубо кричит пятилетней дочке:

— Дай поговорить! Иди к своим игрушкам.

Мама ребенком не особо занимается, а на телефоне “висит” часами.

Дочка ревнует. Жаль ее. Она такая ласковая и одинокая!

Однажды задумалась, как вообще родители, особенно молодые, разговаривают с детьми. Стала записывать разные примеры. И вот что получилось.

Первое — это приказы и команды: “Немедленно перестань!”, “Быстро спать!”, “Одевайся скорее!” Слыша такое, дети понимают, что в их проблемы любимая мамочка не хочет вникнуть. Ребенок и так старается зашнуровать ботинки быстро, но у него не получается. Дети чувствуют свое бесправие, видят, что брошены одни в сложных ситуациях. Начинают обижаться, плакать, упрямиться. Ведь это единственное их “оружие” защиты.

Второе — угрозы: “Не сделаешь это — не пойдешь гулять”, “Уйду и оставлю тебя одного”. Но угрозы в ситуации, когда у ребенка нервы напряжены, просто бессмысленны. Они только загоняют мальчика, которого, например, не слушаются пуговички на рубашке, в еще больший цейтнот и тупик. А очередное нагнетание: “Все дети увидят, какой ты неряха!”, вызывает приступ истерики.

Третье — нотации. Ох, как мы их любим! Иные думают, что в них-то и заключается искусство воспитания. Если речь длинная, с упоминанием того, какой прилежной в детстве была сама мама, ничего ребенку не дают. В один момент его сознание отключается. Ведь он слышит все это в двадцать пятый раз. Ему скучно, на него давит авторитет взрослого. Желания вести себя так, как, например, ненавистный сосед-паинька из 7-й квартиры, не возникает.

Четвертое — готовые решения, которые родители подсовывают детям. “Извинись перед бабушкой прямо сейчас”, “Дай сдачу Вовке, да посильнее, чтобы больше тебя не толкал”. Но надо сначала разобраться, почему подралась ваша дочка. Может, она защищала кого-то в садике. А бабушка уперлась и не хочет слышать никаких “Прости!” Взрослые ведь тоже бывают вредными. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок немедленно следовал вашему совету, без раздумий над своим поступком. Во-первых, дети чувствительнее нас. Требуя “делай как я”, мы лишний раз показываем, что они еще малы, слабы, неразумны. Во-вторых, в конфликте мы не даем детям возможности проявить самостоятельность, принять свое решение. А детей, особенно подростков, любое давление “сверху” раздражает. Они замыкаются в себе, не хотят никому говорить о том, какая печаль их грызет. Идет отдаление родителей и детей друг от друга.

Пятое — сплошная критика и минимум одобрения. Проследите за собой. Вам не нравится практически все, что делают дети. “Опять с вечера не собрал рюкзак”, “Что ты все время про Мишку рассказываешь!”, “Почему заколки нет в волосах?” И так изо дня в день. Да любой взрослый “взорвется” от подобной хронически отрицательной оценки о себе. А ребенок должен терпеть, внимать и исправляться. А вот не хочет девочка тугой заколкой сжимать волосы, ей неудобно! А не может прямо сейчас мальчик сесть за домашнее задание, он сильно в школе устал, хочет передохнуть. Но уважительные причины существуют, видимо, только для мамы и папы. О, тут они находят миллион оправданий тому, почему и отчего делают так, а не иначе. А ребенок — без прав на отдых, покой и комфорт. Но надо знать: даже редкое “молодец”, “умница” добавляют детям радости и ощущения того, что его любят. Лучше искать то, за что ребенка можно похвалить, и уменьшить или хотя бы смягчить атаки на плохие стороны его поведения.

Еще мамы и папы грешат высме­иванием и оскорблением детей: “Рева”, “Лентяй”, “Тупица”, “Ты совсем, как твоя неумная сестра”. Какова реакция ребенка? Вот и буду таким!

Если сын или дочь не хочет что-то рассказывать, не надо ничего выпытывать, проводить, словно сыщик, специальное расследование. Это тоже — типичное поведение взрослого. Ну, поссорилась дочка с подругой, с кем не бывает, сами помирятся. У детей могут быть свои тайны. “Что случилось?! Я все равно узнаю”. А если ребячью тайну мама или папа обещают рассказать всему классу, вот вам и повод убежать из дому.

Школьный психолог говорила мне:

— Дети — тоже люди, будьте с ними осторожны. Иначе родители обречены на “развод” с детьми. От постоянных разладов в семье у ребенка может быть сломана вся жизнь. А в худшем случае они готовы на суицид.

Дети до 10-11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Только предупреждают: “Вот превращусь в птичку, улечу, и меня у вас не будет!” Более старшие грозятся: “Выпрыгну с балкона”. Настоящие суициды происходят у детей в возрасте от 11 до 18 лет. Число таких трагедий растет.

Четверг, 2 апреля

У КАТЮШИ скоро день рождения. Что подарить? Мягкими зверюшками завалена комната. Книжек, раскрасок — полно. Одежды тоже предостаточно. Хотя я не считаю, что кофточка, туфли — это подарок для ребенка. Он гораздо больше радуется игрушкам, которые еще сам может изготовить.

Помню как прыгала от радости Катя, когда я принесла ей набор: картонная куколка и наряды для нее, которые девочке надо было самой вырезать. В магазинах чаще иностранные страшные чудовища или электронные игрушки, которыми по-настоящему и не поиграешь. Нажимает ребенок на кнопку — и все само едет, пищит, крутится.

Что это дает детям? Ничего. Согласна с прописной педагогической истиной: “Ум ребенка заключен в кончиках его пальцев”.

Для многих родителей, знаю, выбрать подарок для ребенка — проблема. Ведь ничем сегодня иного маленького человечка не удивишь. Все ему известно, наскучило, неинтересно.

Мы с мужем не пренебрегали советами психолога. Конечно, понимали, что надо учитывать возраст. Но что конкретно лучше купить? Специалист по детской психологии говорила, что трехлетнему карапузу подойдут краски, карандаши и фломастеры. Четырехлетним, которые уже освоили некоторые навыки, в частности, умение одеваться, лучше преподнести мягкую игрушку или куклу, которую можно одевать. Только игрушка нужна большая: удобнее натягивать штанишки, шапочки, носки. Это — как развивающая игра.

Более старшим подойдут “ролевые игры” — то есть набор парикмахера, повара, водителя. Они и о профессиях узнают, и руками учатся работать.

Помню, Дане мы купили самосвал. А гараж муж сделал сам — из кубиков и картонных коробок. Сын ему, естественно, помогал. Груз отбирал Даня из тех мелких игрушек, которые у него были.

Катя у нас очень подвижная. По совету психолога подарили ей скакалку. Пусть выпускает энергию. А через год — самокат. Она до сих пор на нем гоняет.

О, есть идея! В доме много кукол и зверюшек. Валяются без дела. Куплю дочке разноцветную ткань, вместе будем шить игрушкам постельное белье. А Катю начну учить самому легкому — пришивать пуговки.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.