сегодня: 16 июля, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 60 от 02 апреля 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Возвращение забытого шедевра

02.04.2009 , № 60 от 02 апреля 2009 г.

Возвращение  забытого  шедевра

В отличие от Национальной оперы Украины, где в ноябре прошлого года осуществили постановку балета “Ночь перед Рождеством” на музыку известного современного украинского композитора Евгения Станковича, в Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества решили поставить оперу с аналогичным названием русского композитора-классика Николая Римского-Корсакова (1844-1908).

 

ИЗ 15 ОПЕР, сочиненных Римским-Корсаковым, две созданы на основе сюжетов из сборника Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”, который композитор с восхищением неоднократно перечитывал в детские годы, — “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством”. Однако в отличие от “Майской ночи”, возникшей в ранний период творчества, “Ночь перед Рождеством” появилась значительно позже — в 1895 году. Римский-Корсаков не считал возможным писать ее раньше, поскольку на этот сюжет Петр Чайковский создал оперу “Черевички” (в первой редакции “Кузнец Вакула”), имевшую довольно большой успех. Только после кончины Чайковского он рискнул написать свою оперу. Но, в отличие от своего предшественника, композитор решил воплотить ее не в лирико-бытовом ключе, а в сказочном, с добавлением фантастических элементов, которые присутствуют в тексте Гоголя.

В итоге музыкальная драматургия оперы была построена на сопоставлении реального мира и фантастического. Уже вступление “Святый вечер” образует развернутый музыкальный фон, на котором рельефно выступает лирическая сюжетная линия главных героев — Вакулы и Оксаны. А затем разворачивается увлекательный сюжет с обилием юмора, насыщенный мелодиями, близкими по стилю к украинским народным.

На киевской сцене опера “Ночь перед Рождеством” впервые была поставлена в сезоне 1927–1928 годов на сцене Театра оперы и балета имени Тараса Шевченко. Второй раз ее поставили там же в 1940 году, а возобновили эту постановку в 1944-м. С тех пор более 60 лет эта опера никогда не исполнялась в Украине. К счастью, об этом прекрасном произведении вспомнили в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества.

Идея постановки оперы принадлежит режиссеру-постановщику Ларисе Моспан-Шульге и дирижеру-постановщику Алексею Баклану. Они оба осуществили музыкальную редакцию шедевра, либретто которого создал сам композитор. Вместе с ними над сценическим воплощением оперы работали художник Людмила Нагорная, хормейстер Анжела Масленникова и балетмейстер Алла Рубина.

При минимуме средств театру удалось найти очень удачное решение оригинального сценического воплощения, привлечь молодых, талантливых исполнителей сольных партий. Сценографической находкой оказалось размещение на высоте более двух метров металлического моста, украшенного плетеной лозой, а в центре сцены — символического дерева, изготовленного тоже из лозы. Передвижные плетеные тыны, словно перенесенные из старинного украинского села, создали атмосферу подлинно народного колорита. Кстати, это оригинальное авторское лозоплетение осуществила Тамара Бабак.

Очень тщательно трудились над ролями и солисты театра. Поэтому неудивительно, что премьера оперы “Ночь перед Рождеством” прошла с большим успехом. Да и последующие три спектакля шли с аншлагом. Незабываемые образы создали, в частности, Ирина Ладина (Оксана), Любовь Конюка и Татьяна Странченко (Солоха), Виталий Жлуденко (Голова), Геннадий Кабка (Дьяк), Сергей Шаповал (Черт), Олег Мельниченко (Пацюк).

— Эту оперу мы избрали для постановки потому, что она чудесно передает аромат украинского фольклора через колядки, рождественские обряды и обычаи. Наш спектакль раскрывает основную идею произведения Гоголя: лишь благодатная сила любви способна преодолеть темные силы зла. Эта идея вечна. Мы постарались сделать спектакль игровым и динамичным, — рассказали постановщики Алексей Баклан и Лариса Моспан-Шульга.

Отрадно заметить, что Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества достойно встретил 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя удачной постановкой, которая не только обогатила репертуар театра, но и вернула на киевскую сцену незаслуженно забытый шедевр Римского-Корсакова. Отрадно также, что на спектакли активно пошли школьники старших классов.

 

Автор: Сергей ПИРОГОВ.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.