сегодня: 17 января, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 53 от 24 марта 2009 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Январь 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

  Главная / СЕМЬЯ / Я забыл в школе тетрадь

24.03.2009 , № 53 от 24 марта 2009 г.

Я  забыл  в  школе  тетрадь

Дневник матери

О детской забывчивости, невыполнении своих обязанностей — сегодняшний разговор, основанный на выдержках из дневника матери, жительницы Фастова.

Вторник,  21  октября

СЕГОДНЯ классы и коридоры школы — как бюро находок. Чего только не забывают дети после уроков: ручки, тетради, учебники, расчески, ленты, значки, физкультурную форму — все, вплоть до мобилок.

С такой забывчивостью боролась и я, когда мой Даня стал первоклассником. Никак не могла приучить его забирать свои вещи, прежде чем учительница уйдет из класса, закроет дверь на ключ, а дети переходят к другому педагогу в другое помещение на продленку. Прихожу после работы за сыном — то альбома в рюкзаке нет, а надо вечером закрасить рисунок, то еще чего-то. Особенно я расстраивалась из-за того, что сын забывал пластмассовые баночки, в которые я клала кашу с котлетой. Баночки удобные, легкие и с крышкой. Нет их — не во что положить сыну еду. Ведь стеклянную банку он может разбить.

Решила давать деньги, чтобы мальчик в буфете покупал себе вторые блюда. Но, как оказалось, Даня предпочитал фастфудовские булочки и “вредные” шоколадки. Кроме того, я заметила, что буфетчица не додает сдачу.

Что, разве не проблема? Уговоры не помогали. Стояние в углу тоже. И я, как всегда, направилась к психологу. Поговорив со мной, она убедилась в том, что мальчик не приучен выполнять свои обязанности. Ведь многое я делала за него. Так, прошу после того, как он рисовал красками, прибрать на столе. Даня тянет резину, отвлекается.

— Ой, да я сама скорее это сделаю, — думаю я, вихрем влетаю в комнату, и через несколько минут порядок идеальный.

И так во всем. Психолог меня убедила: надо снимать с себя заботы из разряда мелочной опеки над ребенком, передавать эти функции ему. Иначе это помешает его взрослению, не приучит к самостоятельности. Он всегда будет “оглядываться” на родителей, ожидая, что те прибегут, помогут, выполнят, сделают.

И потом, детям крайне необходим опыт собственных ошибок, личных неприятностей, осознания того, что за свои дела ответственность должны нести только они. И трудности в жизни придется преодолевать им самим.

Вспоминаю свою немолодую соседку. Она в детстве настолько была лишена какой-либо самостоятельности, что сейчас не в состоянии даже вызвать слесаря из жэка. Если ломается кран, течет душ или раковина засорилась, это делает ее престарелая мама, проживающая в другом конце города. Не говоря уже о других делах, которые сопровождают жизнь каждого. Соседка, кстати, и на работу устроилась благодаря маме много лет назад. Та ходила по предприятиям, узнавала, где есть вакансии, и предлагала кандидатуру своей дочери — молодой выпускницы вуза. Что будет с квартирой этой женщины, когда ее мамы не станет? А если эту одинокую женщину предпенсионного возраста вдруг сократят?

Я сама мать, и часто бывает жалко ребенка: он устал, сама пол помою, сама сбегаю в магазин... Муж мне как-то сказал:

— А саму себя не жалко? Тебе уже не 20 лет, силы-то убавляются.

Я задумалась, намотала на ус.

Еще знаю, что мамы переживают за то, что “ребенку будет плохо”. Забыл тетрадь — получил плохую отметку. Дрался и разорвал рубашку — влетит от отца. Но, с другой стороны, разве есть иной способ приучить их к ответственности за свои поступки, свою учебу и жизнь, наконец?

И я решилась. Сказала сыну, что если он опять забудет эти несчастные баночки, то пойдет в школу без еды и без денег. Даня послушал, послушал мои увещевания — и преспокойно опять пришел домой без баночек.

Утром, скрепя сердце, я выпроводила его на уроки “пустым”. Отец отвел его в школу и тоже не дал ни гривны. Так мы договорились. На работе я очень переживала. Как он там, голодный? Хотела отпроситься у начальства и раньше пойти домой, чтобы скорее сына забрать и накормить. Советовалась по телефону с мужем. Сергей сказал, чтобы я успокоилась и работала до конца. Иначе наказания сын не прочувствует.

Встретилась с Даней в коридоре школы. Он был грустный. Конечно, очень проголодался. Правда, половину своего бутерброда ему дал сосед по парте. А яблоко — одна девочка. В руках Даня держал заветные баночки...

Четверг,  25  декабря

 

СКОРО моя Катя пойдет в школу. А одним из признаков готовности ребенка к школе является не умение читать, писать и считать (это забота учителя первого класса), а организованность, психологический настрой на приобретение знаний, умение наблюдать, делать выводы и способность рассказать о них. Как научить ребенка думать?

Конечно, каждая девочка или мальчик имеет свои особенности и темпы развития. Но, тем не менее, уже имея опыт со старшим Даней, я думаю кое-что использовать из этой копилки и при воспитании дочки.

Логическое мышление у детей активно формируется с пяти лет. Но для этого надо учить их наблюдать и делать выводы из того, что они видят. Как? Не стоит ждать, пока ребенок спросит: “Почему листья желтеют? Почему идет дождь?” Надо самим спрашивать, что он думает на этот счет.

Специальных занятий и времени для этого не требуется. Идете из садика — и разговаривайте. Или дома, готовя ужин, поинтересуйтесь:

— Помидоры, картошка — это что? А яблоки и апельсины что?

Так вы приучите дошкольника обобщать, объединять предметы по общим признакам.

Приучайте детей сравнивать. Стоят в магазине два мячика. Чем один отличается от другого?

Убираете в комнате. Пыль кругом. Спросите:

— Как ты думаешь, почему столько пыли накопилось?

— Окна весь день открыты, и мы давно не прибирали, — ответит ребенок.

— Правильно, молодец! — такую оценку должны вы дать.

Вот и сделан мостик к умению устанавливать причинно-следственные связи.

Не надо торопить ребенка с ответом, давить на него, ругать. Ведь вы играете! И уж, конечно, не стоит самому взрослому отвечать на поставленные вопросы. Можно, правда, кое-что подсказать. Но не больше. Иначе всякую любознательность своего чада перечеркнете раз и навсегда.

А поощрять обязательно надо. Не повредит хвалить, восторгаться малышом. Но в меру. Ведь даже за малейшие успехи у него вырабатывается чувство уверенности в себе и пропадает страх перед неизвестной ему, но такой манящей школой.

.

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.