сегодня: 21 ноября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 71 от 23 мая 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ / Тест на коррупцию

23.05.2006 , № 71 от 23 мая 2006 г.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ государственной итоговой аттестации в прошлом году уровень знаний более чем 40% школьников Черниговщины был признан достаточным и высоким. Этому бы только радоваться, но начальника управления образования и науки Черниговской облгосадминистрации Анатолия Залисского такой показатель вовсе не вдохновляет, хуже того, тревожит. Беда в том, что цифра эта хороша только на бумаге.

Собеседник не отрицает, что в системе школьного образования придеснянского края привычными стали случаи субъективной оценки педагогами знаний своих воспитанников и, прежде всего, безосновательное завышение оценок школьникам. И даже заявленная на Майдане борьба с коррупцией не помогла Минобразования преодолеть этот недуг отечественной педагогики.

Медаль за красивые глаза

В прошлом году в областном центре, где самые благоприятные условия для учебы, поскольку и материально-техническая база, и кадровое обеспечение педагогических коллективов лучше, лишь семь процентов выпускников из общего количества закончили школы с золотыми медалями. Тогда как в Борзнянском, Козелецком, Прилукском, Сосницком и Щорском районах этот показатель составляет 11-15%. А в Срибнянском районе каждому пятому (!) выпускнику вручили золотую медаль. За  особые заслуги? И как вообще объяснить этот “феномен”? Аргументы вроде того, что в полесской глубинке подрастают нынче сплошные вундеркинды, мягко говоря, далеки от истины. Горькая правда в том, что уровень знаний учеников часто не отвечает их оценкам в аттестатах зрелости. Особенно это несоответствие проявилось при награждении выпускников золотыми медалями.

Областная комиссия по проверке письменных работ снизила прошлым летом аттестационную оценку почти 90 претендентам на золотые медали, кстати, когда их работы уже проверили школьные и районные комиссии. Трудно поверить, но в сданных работах отдельные потенциальные медалисты из Коропского района допустили от 20 до 30 (!) ошибок. А четырем ученикам 11 -го класса Остерской школы уже после  государственной итоговой аттестации разрешили переписать работы. И представители Козелецкого райотдела образования, что называется, не моргнув глазом, “с чистой совестью” передали их в область на контроль. Махинации учителей с оценками в какой-то мере можно было бы понять, если бы они вписывались в понятие нарушения педагогической этики или проявления непорядочности и беспринципности сеятелей разумного, доброго, вечного. Хотя это весьма досадно! Но ведь имеют место проявления откровенного взяточничества и даже коррупции. Ни для кого уже не секрет, что соответствующие услуги педагоги предоставляют отнюдь не бескорыстно и не просто из благородных побуждений, а за соответствующее вознаграждение. Есть и специальная такса за содействие в получении наивысшего балла в аттестате или золотой медали. Страшнее всего то, что и сами ученики давно уже воспринимают это как норму и не возмущаются.

Во время проверки экзаменационных письменных работ в кабинет заведующей Носовского райметодкабинета наведались местные стражи порядка, где их ожидал   “сюрприз” — набор продуктов и напитков на 700 грн. Провизия, объяснила хозяйка кабинета, предназначалась членам аттестационной комиссии. Для обеда... Как не посочувствовать экзаменаторам с волчьим аппетитом?

Это и впрямь было бы смешно, если бы не было так грустно. Если такие поборы практикуются в провинциальной школе, то о масштабах коррупционных действий в столичных престижных учебных заведениях можно лишь догадываться.

До сих пор все декларации Министерства образования о наведении в этой сфере элементарного порядка, равно как и призывы к ректорам усиливать требовательность к своим подчиненным, и даже наказание преподавателей, к рукам которых особенно липнут купюры, не дали желаемых результатов. Если у вас тугой кошелек, вашему чаду открыты двери любого университета или академии и не обязательно на контрактной основе.

Конец безобразию?

Эффективным инструментом искоренения позорного явления может стать независимая оценка знаний учеников с помощью тестов. Наконец и мы подошли к этому рубежу. Министерство образования и науки в текущем году проводит тестирование в виде эксперимента. В нем принимают участие лишь желающие выпускники школ, которые будут поступать в вузы (в Черниговской области новацию апробируют 3,4 тыс. школьников, всего же в Украине — 44 тыс.). Через год независимая внешняя оценка знаний станет общим правилом для школ.

Нынче выпускников будут тестировать по украинскому языку и математике (на решение заданий отводится 2 часа 15 минут) и истории (1,5 часа). Тесты разработаны в соответствии со стандартами среднего образования и в то же время ориентированы на требования высших учебных заведений. Они имеют высокий уровень сложности и охватывают школьную программу с пятого по одиннадцатый класс.

Любопытно, что для максимальной объективности независимого тестирования разработан не только его механизм, но и утверждена специальная процедура, начиная с доставки заданий в запечатанных конвертах. Определяется место и порядок проведения тестирования. Выполненные работы зашифровывают, а результаты отправляют в Украинский центр оценки качества образования в Киеве, где их проверяют и оценивают эксперты.

Обязательным условием нынешнего эксперимента является проведение тестирования перед итоговой государственной аттестацией. Это позволит тем, кто будет неудовлетворен своим результатом, сдать аттестационные экзамены, улучшив свою оценку. Потому что решающим все же считается балл, полученный на итоговой аттестации.

Еще одно преимущество нынешнего независимого тестирования  — выдаваемые выпускникам сертификаты Украинского центра оценки качества образования. Они дают право абитуриентам не сдавать вузовские вступительные экзамены по этим предметам, к тому же, говорят, сертификаты невозможно подделать.

Как заверил министр образования и науки Станислав Николаенко, выставленные за тесты оценки все высшие учебные заведения обязаны признать. А значит,  приемным комиссиям трудно будет придраться к абитуриентам, ссылаясь на особые требования своего университета или института. По крайней мере, родители и сами абитуриенты смогут рассчитывать на более объективное отношение к себе. Именно знания при новой системе увеличат шансы поступления в вузы способных, одаренных школьников, которые не имеют влиятельных родителей и щедрой финансовой поддержки. Но будем реалистами: сельским детям трудно конкурировать со своими ровесниками из больших городов. Хотя, по логике, высшее образование станет-таки доступнее.

Правда, оценки и прогнозы экспертов не столь оптимистичны. Соглашаясь с мыслью, что анонимное тестирование, по идее, должно ощутимо ударить по взяточничеству и коррупции в учебных заведениях, специалисты обращают внимание на то, что далеко не все одаренные личности, и особенно творческие, смогут преодолеть испытание тестами, а, следовательно, и стать студентами. Тест лишь фиксирует окончательный ответ, а не сам процесс решения задания, что более важно в оценке творческих способностей человека. Кроме того, нарушается и принцип равенства условий для абитуриентов. Одинаково ли уверенно будет чувствовать себя выпускник городской школы, который давно пользуется компьютером, и его ровесник из глубинки, лишь поверхностно овладевший азами компьютерной грамоты. Почти 40% школ у нас еще не имеют компьютерных классов.

Идея тестирования сама по себе, как панацея от хронических “болезней” нашей системы образования, муссировалась в Министерстве давно. Но введение каждый раз откладывалось. Постоянно находились какие-то причины. Со стороны разобраться непросто. Но сегодня уже есть подтверждения, что и это далеко не идеальный вариант. Тем не менее чиновники Минобразавания за него ухватились. Уж очень хочется прослыть новаторами?

Для успешной реализации любой идеи необходимы, как минимум, два условия:  хорошая подготовка и воля исполнителей. А с этим  как раз не складывается. О чем свидетельствуют и перенос сроков сдачи тестов. Это внесло определенную нервозность и неуверенность в ученические и педагогические коллективы. И хотя министерство поспешило успокоить, что график проведения тестов сдвигается сугубо по техническим причинам (к определенным датам попросту не успели подготовить необходимые документы) это слабо утешило. Неопределенность — не лучшее состояние в период выпускных и вступительных экзаменов. 

К тому же заверение представителей министерства, что новая система будет исключительно объективной и неподкупной, выглядит лишь благим намерением. В студенческой среде, где тесты давно в ходу, могут рассказать массу историй о том, где и по какой цене приобретаются ответы на тесты. Так не будет ли этот механизм в новых условиях и дальше совершенствоваться? Не станет ли это новым “хлебным местом” для тех, кто имеет отношение к оценке знаний? А возможность поступить в вуз на основании тестов лишь поднимет расценки.

Мнение же самих школьников и студентов министерские чиновники и на этот раз проигнорировали.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.