сегодня: 24 ноября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 68 от 17 мая 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Ноябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

  Главная / ПОТРЕБИТЕЛЬ / БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?

17.05.2006 , № 68 от 17 мая 2006 г.

Клиент всегда прав, гласит золотое правило сферы обслуживания. А что если клиент “провинился”? Вы никогда не задумывались, что будет, если в супермаркете вы случайно уроните, скажем, банку майонеза? Или, не дай Бог, разобьете дорогую посуду? Или в магазине игрушек ваш ребенок “покалечит” какую–нибудь Барби? Скорее всего, вас заставят заплатить за испорченный товар. Но всегда ли будут правы? За ответом “Рабочая газета” обратилась к юристу.

С одной моей знакомой недавно произошла пренеприятнейшая история. В узком проходе отдела алкогольных напитков Наташа с нагруженной тележкой “не разминулась” с таким же “затарившимся” покупателем. Тележка задела стеллаж, и на пол грохнулись две бутылки дорогущего французского вина. Тут же явился возмущенный продавец-консультант и заявил, что покупательница должна оплатить разбитое. Чуть не плача, девушка напрасно пыталась объяснить, что всему виной теснота и неповоротливая тележка (не секрет, что большинство “корзин на колесиках” “приехало” к нам из-за границы, где определенное время служили тамошним супермаркетам). Купить ей в этот день так ничего и не пришлось  —  все содержимое кошелька ушло на злополучное вино.

К сожалению, от подобных ситуаций никто не застрахован. Обидно то, что доказать свою невиновность покупателю практически невозможно. Продавцы обычно делают все, чтобы содрать деньги с незадачливого клиента не только в спорных ситуациях, а и там, где явно виноваты сами. Например, покупатель задел полки с бьющимися предметами, поскользнувшись на слишком гладком полу (тут, кстати, вообще неизвестно, кто кому еще должен ущерб возмещать). Или проход был заставлен ящиками с продуктами, или товары выложены так, что достать один из них, не задев другой, невозможно. Такие вещи работники супермаркета обязаны предусмотреть. Юристы считают, что пока товар стоит на стеллажах, за него отвечает продавец. А вот если покупатель взял вещь в руки и уронил уже по дороге — скорее всего, вину признают за ним. Хотя и здесь есть исключения.

“В случае повреждения или уничтожения товара покупателем нужно исходить из того, по чьей вине это произошло, — консультирует юрист адвокатского бюро “Валерий Сафронов и партнеры” Максим Мельниченко. — Если покупатель преднамеренно или по неосторожности повредил или уничтожил товар, то, согласно ст. 1166 Гражданского кодекса (ГК) Украины, он обязан возместить причиненный вред в полном объеме. Из таких же соображений надо исходить, если покупатель уже приобрел товар, то есть оплатил его. Если товар был поврежден или уничтожен по вине покупателя, то оплаченные средства ему не возвращаются. С другой стороны, если ущерб нанес продавец или другое лицо, покупатель имеет право на возмещение. Бывает и так, что в уничтожении или повреждении товара ничьей вины нет. Согласно ст. 323 ГК Украины, риск случайной гибели вещи несет ее собственник. Итак, в таком случае все зависит от того, перешло ли право собственности к покупателю или нет. Как правило, право собственности на товар в розничной торговле переходит к покупателю с момента оплаты товара.

Но часто случаются ситуации, когда сами продавцы так размещают товар, что это мешает проходу покупателей или доступу к товару. В таких случаях вина возлагается на продавца. Неосторожности покупателя не усматривается, поскольку последний не предполагал, что может причинить вред, и хотя мог предположить, но не обязан был это делать”.

Вот другой случай. Взяв несколько вещей в торговом зале одежного магазина, женщина отправилась “примеряться”. Большинство одежек не подошло, и клиентка вернула их продавщице. Однако та обнаружила, что одна из блузок порвана. Покупательнице указали на красноречивую надпись в примерочной, гласившую, что испорченные вещи будут “предложены к оплате”. Клиентка была уверена, что испортила блузку не она, но отказаться от такого “предложения” было сложно. И действительно, что делать покупателю, если он убежден в своей невиновности, но сотрудник магазина на него давит? Максим Мельниченко считает, что нужно предложить продавцу подать в суд.

“Если покупатель считает, что товар был поврежден или уничтожен не по его вине, а продавец так не считает, то здесь возникает спор, который соответственно законодательству решается в судебном порядке, — комментирует юрист. — В таком случае продавец имеет право обратиться в милицию с целью установления личности покупателя для подачи искового заявления в суд. Самостоятельно отбирать деньги, имущество или безосновательно задерживать покупателя продавец не имеет права. Но покупателям надо иметь в виду, что в случае решения спора в пользу продавца с первого будут взысканы еще и судебные издержки. Покупатель может по собственному желанию предоставить свои реквизиты и предложить продавцу обратиться с иском в суд для разрешения спора. В случае судебного разбирательства обязанность доказательства невиновности возлагается на ответчика (в данном случае на покупателя) в соответствии с ч. 2 ст. 1166 ГК Украины”.

Безусловно, если вы разбили (сломали) или порвали что-нибудь “по мелочи”, дело вряд ли дойдет до суда. Скорее всего, вам удастся отделаться легким испугом. Иногда супермаркеты заранее предусматривают затраты на “списание” какого-то количества товара, это может быть заложено в его цене. Хороший магазин, возможно, “замнет” дело, чтобы лишний раз не вредить своей репутации. С дорогими вещами дело обстоит сложнее. Они, конечно, могут быть и застрахованы. По словам Мельниченко, продавец не обязан страховать товар, но имеет на это право. И если так, то “напрягать” вас он не будет  —  убытки возместит страховая компания. Только уж будьте готовы к тому, что судиться с вами теперь будут страховщики.

Так или иначе, убежден Максим Мельниченко, возникший между продавцом и покупателем спор должен решаться в судебном порядке, и никак иначе. Ни в коем случае не позволяйте продавцам или охране превышать свои полномочия. Сотрудник магазина не должен заставлять вас устранять последствия повреждения или уничтожения товара — мыть пол, убирать осколки и т.д. Он может только предложить покупателю возместить ущерб, если тот действительно виноват. И уж тем более никто не имеет права применять насилие, оскорблять, незаконно лишать свободы, отбирать документы и т.п. Если продавец нарушает ваши права, вы можете подать иск о возмещении морального и материального ущерба. “Для этого желательно привлечь свидетелей, которые присутствовали при противоправном поведении продавца или его представителей (служба безопасности, охрана и т.п.) и которые смогут это подтвердить в суде, — советует юрист. — В случае, если вред был причинен здоровью, в суд нужно представить справки из больницы о размере и характере причиненного вреда”.

В общем, если вы уверены в своей правоте, не спешите уступать. А лучше все-таки будьте осторожны.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.