сегодня: 24 ноября, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 216 от 22 ноября 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Ноябрь 2014 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

  Главная / ДИСКУССИЯ / Военные трофеи возврату не подлежат

22.11.2008 , № 216 от 22 ноября 2008 г.

Военные  трофеи  возврату  не  подлежат

Симферопольский художественный музей неожиданно оказался в центре внимания. Скандал вокруг части его картин начался после того, как музей крымской столицы посетили немецкие туристы. На одной из картин они увидели Аахенский собор, а внизу надпись на немецком языке.

 

 

СФОТОГРАФИРОВАВ картину, они отправили снимок в музей Сюрмонт-Людвиг в Аахене. Оказалось, что это полотно вместе с другими работами до Второй мировой войны принадлежало Аахенскому музею. Его сотрудники обратились в Министерство иностранных дел, а его представители, в свою очередь, заявили о намерении Берлина начать переговоры с Украиной о возвращении ценностей.

В настоящее время в коллекции музея представлены 87 “трофейных” работ, принадлежащих европейским художникам XIX-XX веков, на которые претендует немецкая сторона. Напомним, что проблема так называемого “трофейного искусства” возникла после Второй мировой войны. Этот термин стали применять к культурным ценностям, которые были захвачены во время войны и перемещены на территорию другой страны.

Мы попросили прокомментировать ситуацию директора Симферопольского художественного музея Ларину Кудряшову.

— Ларина Владимировна, правда, что после скандала количество посетителей “трофейной” выставки увеличилось, как минимум, вдвое?

— Да. Когда мы открывали эту выставку, всячески ее рекламируя и приглашая посетить в том числе журналистов, люди шли в музей неохотно. Но как только возник скандал, этой коллекцией начали активно интересоваться. Я бы призывала людей интересоваться не только скандалами, возникающими вокруг музеев, но и их собраниями, представляющими художественную ценность.

— Насколько коллекция этих 87 картин компенсировала потери вашего музея во время Второй мировой войны?

— Это капля в море. Потому что мы утратили 2170 полотен, а непосредственно наш музей взамен получил только 70. Другие “трофейные” картины позже мы получили из других музеев. Причем в нашей довоенной коллекции были представлены полотна, которые собирали члены семьи Романовых, богатые люди России. Так что эти работы представляли не только художественную, но и историческую ценность. Огромный ущерб был нанесен и зданию музея. Немцы вывезли из него и отопительные котлы, и чугунную ограду, окружавшую здание. Музей остался без паркета, столярных изделий. Была полностью уничтожена лепка. Потому в свое время здесь располагалось офицерское собрание 51-го пехотного литовского полка, и его украшала соответствующая символика, прославлявшая русское оружие. Оккупанты, конечно же, не могли с этим смириться. Помимо этого, при отступлении фашисты подожгли здание с двух сторон. Оставшиеся деревянные балки до сих пор носят следы этого бедствия.

— В ближайшее время с вами намерен встретиться посол Германии в Украине. У вас были с ним предварительные контакты?

— Да, мы договорились о встрече. Речь, видимо, будет идти именно о судьбе этой коллекции.

— На ваш взгляд, какой оптимальный выход может быть из данной ситуации?

— Прежде всего плодотворное сотрудничество. У нас могли бы поработать немецкие реставраторы. Эта реставрационная школа славится по всему миру. Может быть, немецкие специалисты помогли бы нам привести эту коллекцию в порядок. Мы могли бы совместно изучать ее. Потому что и до войны в немецких музеях часть этих картин до конца не была изучена. И мы, безусловно, с удовольствием готовы приглашать и принимать у себя немецких туристов.

— Возможна ли выставка этой  коллекции в Германии?

— Только при условии равноценного обмена. То есть если в залог мы получим не менее ценную коллекцию.

Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что не все из 87 полотен принадлежали немецким музеям. Но даже если немецкая сторона обнаружит “свои” картины, их вряд ли отдадут Германии. Ведь, согласно украинскому законодательству, возврат военных трофеев строго запрещен. Правда, в украинской юриспруденции последних четырех лет возник такой термин как “политическое решение”, когда не то что закон, а логика и здравый смысл — нипочем.

Крым.

 

Автор: Иван ПРОНИН.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.