сегодня: 18 июля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 68 от 17 мая 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / КТО ТОЛКАЕТ «УКРЗАЛІЗНИЦЮ» К ПОВЫШЕНИЮ ЦЕН?

17.05.2006 , № 68 от 17 мая 2006 г.

Отказав в повышении тарифов на грузовые перевозки, правительство вынуждает железнодорожников поднять цены для населения.

В том, что железнодорожные билеты все же подорожают, сомневаться уже не приходится. Это предусмотрено в финансовом плане «Укрзалiзницi», который Кабмин утвердил 11 мая. В то же время стоимость грузовых перевозок остается на прежнем уровне. И это сильно настораживает.

Что ж тут такого настораживающего, спросит читатель. Попробуем объяснить.

Недавно из уст и.о.министра транспорта и связи Виктора Бондаря прозвучало намерение довести размер тарифов на пассажирские перевозки до уровня их себестоимости. И хотя делать это собираются поэтапно, уже понятно, что цены на билеты могут увеличиться в разы.

Пассажирские перевозки для железной дороги всегда были убыточными. К примеру, только за прошлый год размер этих убытков составил около 2,4 млрд грн. Их железнодорожное ведомство обычно покрывало за счет прибыли от перевозки грузов. Эта схема и позволяла  сохранять доступность железнодорожного транспорта для широких слоев населения. Так было и во времена покойного Георгия Кирпы, так есть и сейчас. Хотя промышленники постоянно сетовали на высокую стоимость железнодорожных перевозок (особенно старались собственники металлургических предприятий, которым при 30% рентабельности вообще было грех прибедняться), тем не менее баланс удавалось удерживать.

И вот сейчас это шаткое равновесие может быть нарушено: стоимость проезда пассажиров будут повышать, тогда как перевозка грузов остается “при своих”. Попытка разузнать причины из первых уст успеха не принесла. На последней пресс-конференции по поводу утверждения финплана гендиректор “Укрзалiзницi” Василий Гладких, который всегда выступал против роста тарифов на пассажирские перевозки, на наш вопрос, не стало ли причиной подорожания билетов то, что правительство оставило неизменными тарифы на грузовые перевозки, напомнил: речь идет о государственной компании, где было некое перераспределение. И отметил, что, хотя повышение стоимости грузоперевозок действительно финпланом не предусмотрено, этот вопрос он будет поднимать все равно. Следует также напомнить, что “Укрзалiзниця” уже предлагала повышать стоимость перевозок грузов на размер инфляции — на 1-1,5% ежемесячно. Но в правительстве это не одобрили.

Конечно, Василию Гладких конфликтовать с Минтранссвязи или другими членами правительства не резон. Но похоже, что на “Укрзалiзницю” просто спихнули чьи-то проблемы: может, Минтранс не хочет связываться с осмелевшими в последнее время олигархами или же пролоббировали они этот вопрос на более высоком уровне.

В связи с этим напрашивается вывод: кажется, кому-то в Кабмине очень не хочется идти на повышение стоимости грузоперевозок. Это раньше можно было удерживать приемлемые цены на билеты — фактически за счет олигархов. А нынче гораздо проще под шумок мизерного, но громкого роста доходов населения подтолкнуть железную дорогу к повышению цен на билеты: мол, с нее и спрашивайте.

Тем не менее с тарифами на грузоперевозки еще предстоит разобраться. Ведь, по словам Василия Гладких, в Украине они вдвое ниже, чем в России, и в 6 раз — чем в Европе. А вот перевозка некоторых видов грузов сегодня находится за гранью рентабельности — это песок, щебень. Увеличение тарифов может сделать их транспортировку дороже, чем сами грузы. В то же время перебои с поставками могут вызвать ажиотаж и рост цен, скажем, на строительном рынке.

Весь этот комплекс вопросов должен учитываться при составлении планов, тем более финансовых. И если уж Кабмин занимается утверждением финплана “Укрзалiзницi”, то он просто обязан учитывать и доступность железнодорожных билетов, и рентабельность прочих перевозок, и последствия непопулярных шагов. Вот получит, к примеру, “Укрзалiзниця” 500 млн грн от повышения стоимости билетов, а купить на них сможет чуть больше сотни новых вагонов (стоимость одного — около 4,5 млн грн). А сегодня износ подвижного состава пассажирских перевозок составляет 80%. Вопрос: намного ли удастся улучшить качество сервиса в сильно “подуставших” вагонах? Вряд ли. Тем не менее первый шаг к этому все же будет сделан: руководство железной дороги на протяжении нынешнего года планирует закупить 160 новых пассажирских вагонов.

А вот до Европы, которую нам сегодня любят приводить в пример, еще все-таки далековато: там существует практика дотаций железных дорог государством. Причем выделяют на это немалые деньги. Да и стоимость билетов там хотя и выше, чем в украинских поездах, но ведь и уровень доходов населения несопоставим...

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.