сегодня: 16 июля, понедельник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 207 от 11 ноября 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня



Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / В прицеле рейдеров морские порты

В  прицеле  рейдеров  морские  порты
11.11.2008 , № 207 от 11 ноября 2008 г.

В  прицеле  рейдеров  морские  порты

Европа и вообще весь мир явно недооценивают Украину. А между тем наша страна могла бы возглавить рейтинг, если бы таковой существовал, рейдерских захватов крупнейших, заметьте, прибыльно работающих предприятий. При этом какая четкая организация подобных атак, какой размах! Куда там сомалийским пиратам...

«Корсары»  отступили,  но  временно

СВОЕГО рода “образцовой” с точки зрения организации рейдерства можно было бы считать операцию, а точнее, попытку захвата Ильичевского морского торгового порта, предпринятую год назад. Любопытно, что невольными свидетелями этого события оказались почти двести высокопоставленных персон, прибывших в Ильичевск на пуск крупнейшего в Украине контейнерного терминала. Гостей приглашали, чтобы показать, как успешно инвестиции работают на украинскую экономику, а показали...

Но лучше послушаем докеров Ильичевского порта. В то ноябрьское раннее утро к воротам предприятия прибыла колонна автомашин с потушенными фарами, в которых находилось около двухсот крепких парней. В порт приехал и начальник государственного концерна “Укрморпорт” Сергей Климов, имея на руках решение Краснозаводского районного суда Харькова о смене руководства порта, а заодно и приказ о назначении новым директором порта харьковчанина Вадима Пархоменко (в порту утверждают, что он ни дня не работал в морской отрасли).

Незваным гостям дали отпор почти три тысячи работников порта, которые тогда сумели отстоять свое предприятие и начальника порта Геннадия Скворцова. Более того, оказалось, что рейдерская акция была противозаконной, что вскоре подтвердил и Харьковский аппеляционный суд.

А  не  «заказуха»  ли  это?

Казалось бы, докеры, а с ними и начальник порта, победили. Но, как известно, у нас ежегодно меняется не только состав Кабмина, но и отраслевые министры, в том числе и в Минтранссвязи. В этом году явно не без участия нового руководства министерства опять начались систематические проверки работы порта. Правда, весной Минтранссвязи сам вроде как бы заявлял об опасности силового захвата порта, но вскоре круто изменил свою позицию. И вот опять замаячила перспектива увольнения Геннадия Скворцова и захвата порта.

Этой осенью ситуация еще более накалилась, особенно после появления в октябре приказа Минтранссвязи, которым Скворцов теперь уже отстранялся от исполнения обязанностей начальника порта... пока временно. Формальный повод — депутатский запрос от 16 октября 2008 года председателя парламентского Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Игоря Калетника, согласно которому началась проверка работы порта. Спустя неделю ею занималось уже почти два десятка ревизоров. Учитывая предыдущий печальный опыт, работники порта заподозрили, что за такой масштабной проверкой кроется чья-то “заказуха”.

Между тем активизировал судебную тяжбу Руслан Родзяховский, попытавшийся вернуться в руководящее кресло начальника порта, где он “сидел” с февраля по август 2006 г.

Понимая, что тучи над предприятием сгущаются, его работники хотели лично ознакомить министра с истинным положением дел, в том числе напомнить и “об успехах” Родзяховского в период его руководства. Он сумел тогда из порта, работавшего с высоким уровнем рентабельности и стабильной прибылью, за два квартала сделать убыточное предприятие. Подобная деятельность неизбежно привела бы к банкротству порта, считает лидер профорганизации Сергей Брызгалов. И только благодаря целенаправленным действиям нового начальника Геннадия Скворцова, вступившего в эту должность в ноябре 2006 года, негативную тенденцию удалось переломить. В 2007 году прибыль порта составила 40 миллионов гривен, а за первое полугодие 2008-го — свыше 32 миллионов.

А еще докеры и профсоюзы хотели во время планировавшейся поездки в Киев “просветить” Иосифа Винского о деятельности главного арендатора порта — частного предприятия ЧП “Укртранс­контейнер” (УТК), дочернее предприятие российского контейнерного оператора “Национальная контейнерная компания” братьев Виталия и Евгения Южилиных).

Портовики, в том числе и Геннадий Скворцов, подозревают, что за всеми проверками стоит именно УТК. Они считают, и явно небезосновательно, что в основе конфликта лежат неравноправные отношения, которые еще в 2005 году были закреплены в договоре о совместной деятельности порта и арендатора. Договор состоит из трех этапов: первый этап предусматривал передачу четырех причалов порта. На втором этапе планировалось через 2,5 года передать еще два причала, причем основных для порта, — 1-й и 2-й. На третьем же этапе предусматривалось  передать намытые территории в тылу 1-го и 2-го причалов. Взнос порта в эту совместную деятельность — недвижимое имущество, взнос УТК — оборудование и частично денежные средства на реконструкцию 3-го и 4-го причалов. В рамках первого этапа порт свои обязательства выполнил, а вот УТК выполнил их не полностью.

При ознакомлении с договором, говорит пока еще начальник порта Скворцов, нельзя не заметить: документ составлен так, что порт, как государственное предприятие, понесет огромные убытки, в выигрыше будет УТК. Так, для увеличения мощностей контейнерного хозяйства, а речь идет о крупнотоннажных контейнерах, инвестор вложит до 2014 года полмиллиарда долларов. Однако откуда инвестор возьмет такие деньги, неясно, ведь Южилин задекларировал свои доходы примерно в 100 миллионов долларов. Подозрительно выглядит и такая деталь: 3/4 суммы приходится на отдаленный третий этап. Зато условиями договора уже сейчас предусматривается, что при росте объемов перевалки контейнеров “в разы” доля прибыли порта от этой деятельности практически останется той же, какой была в 2004 году, когда оборот контейнеров был низким.

Очень интересная получается совместная деятельность. Между прочим — и на это обратили внимание СМИ, — в упоминавшемся выше депутатском запросе подвергнуты критике все договора совместной деятельности в порту, за исключением договора с ЧП УТК. А между тем одним из условий вложения того самого полумиллиарда долларов в развитие порта является передача в собственность УТК намытых территорий, которые находятся в тылу 1-го и 2-го причала. Но как может порт передавать эти площади, которые принадлежат не предприятию, а... городу? То есть изначально в договор  закладывалась, как утверждают в порту, рейдерская схема, предполагающая, что инвестор может не выполнять в полной мере условия финансирования, зато требовать как можно больше, причем через суды.

Куда  смотрит  Фемида?

Здесь снова сошлемся на мнения начальника порта  и профсоюзного лидера. Они жалуются, что суды, вынося вердикты в пользу УТК, игнорируют интересы государства. Так, УТК в июне 2008 года подал иск, вынуждая Ильичевский морской торговый порт передать “целостный имущественный комплекс контейнерного терминала” в совместную деятельность. При этом в качестве единственного документа была представлена копия оценки имущества порта, датированная... июнем 2007 года. Оригинал оценки отсутствует. Из поля зрения судей “выпало”, что договор о совместной деятельности не содержит обязанности порта передавать какой-либо терминал, а лишь предусматривает проведение переговоров и получение разрешений от Минтранса и Фонда госимущества на дальнейшее развитие совместной деятельности. И только после получения такого разрешения появляется возможность передачи какого-то имущества порта в качестве взноса. Проигнорировала Фемида и тот факт, что УТК не выполнил в полном объеме свои обязательства по инвестированию денежных средств в рамках первого этапа, считает Скворцов.

Грядут  увольнения

Руководство порта приводит и другие не менее интересные факты, в том числе историю с выделением кредита ЕБРР. Одним из условий выделения кредита была передача инвестору 1-го и 2-го причалов на конкурсной основе. Минтранс с этим условием согласился. Кредит был получен, а конкурс так и не состоялся. Более того, во время своего руководства портом Родзяховский подтвердил согласие передать причалы частному предприятию.

Вступив в должность начальника порта, Скворцов попытался исправить ситуацию, исключив дискриминационные положения договора о совместной деятельности. Портовики заметили явные признаки той схемы, по которой Южилин действовал в России, сколотив немалые миллионы. При этом Сергей Брызгалов посчитал: если в Питере и Новороссийске компания Южилина вкладывала в создание условий для обработки одного условного контейнера 250-300 долларов, то в Ильичевске... 60 долларов.

Между тем, если 1-й и 2-й причалы будут переданы частному инвестору, неизбежно, считают в порту, увольнение 750 человек. И это в то время, когда Украину потрясает финансовый и экономический кризис. Вот и получается, что интересы семьи Южилиных превыше интересов Украины.

Даже на Банковой в декабре 2005 года обратили внимание на неприемлемые для государства условия этого договора и потребовали их пересмотреть. Как оказалось, этого никто не собирался делать, в том числе и Минтранссвязи. А судебное дело по расторжению договора, инициированное портом, увязло в судах.

Всех  впускать  и  никого  не  выпускать

 

С этой информацией портовики сами решили добраться до Минтранссвязи. Заказали автобусы. Но накануне отъезда в 23 часа в АТП прибыли гаишники и заявили, что эти автобусы не прошли техосмотр, а значит, их не выпустят на линию. Какая трогательная забота о людях!

Если события в Ильичевске будут развиваться в таком же направлении, то недалек тот день, когда Украина может вообще лишиться этого важного порта. “Рабочая газета” еще несколько лет назад сообщала, что в Антирейдерском комитете Украины не исключают возможности захвата украинских портов. И это понятно, ведь тот же Ильичевский морской торговый порт для сухопутных корсаров очень лакомый кусок.

Наша справка.

Основанный в 1958 году Ильичевский порт является третьим по объему перевалки грузов и первым по объему перевалки контейнеров в стране. Владеет семью погрузочно-разгрузочными терминалами с 29 причалами, складским комплексом на 1,5 миллиона тонн грузов. Площадь акватории — 11,9 тысячи гектаров. За девять месяцев текущего года порт обработал 6,86 миллиона тонн грузов (+ 34% по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года). Контейнерооборот составил 526,7 тысячи TEU (+ 49%).

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.