сегодня: 22 сентября, пятница
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 65 от 11 мая 2006 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / НОВОСТИ ВЛАСТИ / МАУП. БУДЕТ ЛИ СЛЕДУЮЩИЙ?

11.05.2006 , № 65 от 11 мая 2006 г.

ПОЖАЛУЙ, многие из нас помнят перипетии так называемой конституционной ночи с 27 на 28 июня 1996 года. Тогда в борьбе, проблемах, противостояниях и компромиссах родился первый в истории независимой Украины ее Основной Закон. К сожалению, совершенно искреннее, выстраданное чувство всеобщей эйфории и гордости прошло довольно быстро. Во многом потому, что многие государственные чиновники — от президента до рядового служащего райисполкома — начали нарушать Конституцию Украины буквально сразу же.

На рубеже политических эпох многие из нас питали робкую надежду — приходит новая власть, казавшаяся нам моральной и этичной. Она обещала чтить и беречь Основной Закон. Разочарование было почти немедленным и в высшей степени горьким. Как известно, Конституция Украины гарантирует равноправие всех форм собственности — государственной, общественной и частной.

Не уверен, что министр образования и науки Станислав Николаенко читал Основной Закон. Поэтому, наверное, и с соблюдением последнего у министра-социалиста дела обстоят откровенно плохо. Так, в нарушение Конституции Министерство образования и науки Украины требует от высших учебных заведений негосударственной формы собственности изменить свой правовой статус. Тем же, кто откажется, Станислав Николаевич грозит серьезнейшими санкциями в виде отказа в выдачи лицензий и сертификатов. То есть речь фактически идет о попытке уничтожить негосударствен-ную систему высшего образования в Украине, которую господин Николаенко решил начать с борьбы против Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) и ряда региональных учебных заведений.

Удивительно, но господин министр не находит более важных и актуальных проблем в науке и образовании нашей страны. И это является лучшей характеристикой его профессионального уровня. Любой ученик или студент, а в особенности их родители, с возмущением скажут: система высшего и среднего образования в Украине не соответствует современным потребностям общества. Все больше молодых людей получают дипломы, но не знания. “Корочки”, но не навыки и умение работать в условиях реальной конкуренции и свободного рынка труда. Если знания в сфере естественных наук остаются еще более или менее на уровне, то в гуманитарном образовании творится нечто невероятное. Часто за модными специальностями и броскими вывесками государственных университетов кроются смысловая пустота и набор никому не нужных на рынке знаний.

Сфера науки и образования — яркий пример провала государственной политики, которую призван проводить в жизнь профильный министр С.Николаенко. Однако что можно ожидать от высокопоставленного государственного чиновника, который в качестве едва ли не главной своей цели избрал борьбу с негосударственными вузами?

При этом к вузам, которые дают будущим специалистам достойный уровень образования, большинство справедливо относит высшие учебные заведения с негосударственной формой собственности. Многие частные вузы превратились в элитные заведения. Туда отдают своих детей материально обеспеченные люди, там работают лучшие преподаватели и нередко применяются более эффективные методики обучения и воспитания. Конечно, нельзя сказать, что в частные вузы попадают сплошь одаренные дети, но, во-первых, там, по большей части, учатся отпрыски преуспевающих родителей, и это в немалой степени обеспечивает “преемственность поколений”. И, во-вторых, там нередко удается найти свою нишу трудным, талантливым и нестандартным в хорошем смысле этого слова детям.

Негосударственное высшее образование является абсолютно нормальной общепризнанной практикой. В большинстве стран мира успешно функционируют негосударственные учебные заведения. Это позволяет улучшать систему образования за счет конкуренции и частично снять нагрузку с государственного бюджета. Уж эту проблему господин Николаенко должен хорошо понимать, но... Он с упорством, достойным лучшего применения, борется с частными вузами. Кстати, у отсутствия бюджетного финансирования есть и обратная, положительная сторона. Находящиеся на самофинансировании высшие учебные заведения просто вынуждены предъявлять к своей учебной программе, преподавателям и материальному обеспечению учебного процесса повышенные требования. Но почему этого не понимает министр образования и науки? Скорее всего, речь идет о типичном для нынешней власти примере вопиющего непрофессионализма.

В настоящее время, как уже упоминалось, главным своим врагом господин Николаенко избрал МАУП. Скорее всего, критерием выбора была успешность вуза. Фактически министр организовал удушение последних очагов академической образованности. Говорят, что на очереди Киево-Могилянская академия, КИБиТ, Украинская академия бизнеса и предпринимательства и еще ряд региональных учебных заведений.

Если Украина не хочет скатиться к научным стандартам развивающихся стран, ей срочно нужна реформа системы высшего образования. Отделение образования от государства так же необходимо и выгодно для его устойчивого развития, как отделение от государства церкви.

Вузовской системе сегодня необходимо снабдить выпускника, кроме чисто профессиональных знаний, навыков, умений ориентироваться во всевозрастающем потоке информации, еще и способностью к общению, умением работать в коллективе и быть готовым к решению конфликтных ситуаций, к постоянному обновлению и пополнению знаний. При этом прививать выпускнику такой комплекс квалификации и компетентности преподаватели должны в условиях происшедшей кардинальной трансформации основной педагогической функции. Теперь преподаватель перестал быть источником информации и даже ее интерпретатором. Он сегодня — своеобразный проводник. И это при том, что ученики меняются быстрее учителя. Запастись знаниями и, используя методические новации, спокойно транслировать их, пополняя лишь время от времени, уже невозможно. Таким образом, изменение требований к подготовке специалистов высшей квалификации автоматически “тянет” за собой и проблему кадрового преподавательского корпуса, который вынужден не просто повышать квалификацию, а коренным образом трансформироваться. И ведь всем известно, что именно в негосударственных вузах сосредоточен лучший преподавательский состав! Одно только это должно четко указывать министру на необходимость, как минимум, невмешательства в их деятельность. Но у него иное мнение.

И самое главное, по-настоящему патриотично настроен-
ные высшие руководители должны понимать: от качества образования зависят перспективы дальнейшего развития Украины, состояние ее экономики и национального самосознания. Воплотить в жизнь принципы качественного и современного реформирования системы образования в нашей стране могут только профессионалы. Нынешним же студентам, абитуриентам и их родителям остается только ожидать кардинальной смены министерской команды — при Станиславе Николаенко надеяться на это просто нереально.

 


КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.