сегодня: 19 июля, четверг
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 154 от 23 августа 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ ЖИЗНИ / Украинский Икар

23.08.2008 , № 154 от 23 августа 2008 г.

29 июля 1908 года впервые в Одессе был совершен полет на воздушном шаре.  Смельчаком оказался Сергей Уточкин — веселый, добрый человек, любимец Одессы. “Я познакомился с ним летом 1904 года, — вспоминал Александр Куприн, — и с тех пор никогда не мог себе вообразить Уточкина без Одессы и Одессу без Уточкина”.

Во всем — первый

Он родился в 1876 году в Одессе. Отец был строительным подрядчиком. Когда Сереже исполнилось пять лет, во время родов умерла мама. А вскоре и отец скончался от туберкулеза. Опекунство над тремя осиротевшими детьми взяли родственники.
Смелости, смекалке Сергея можно было позавидовать. Когда ему купили подержанный велосипед, он как бешеный гонял по городу, набивая синяки и шишки. Потом перешел на мотоцикл, затем — на автомобиль. Увлекался боксом, борьбой, фехтованием, джиу-джитсу, оказался замечательным пловцом и яхтсменом, конькобежцем и бегуном. Особенно прославился как велосипедный гонщик, был чемпионом России. Призы получал и на международных соревнованиях.  А как автогонщик ставил рекорды скорости. Уточкин — один из первых русских футболистов, а также одним из первых освоил и роликовые коньки.

Небо зовет

Когда во Франции стала развиваться авиация, Сергей только и думал, как бы подняться в небо. Француз Луи Блерио уже перелетел через Ла-Манш, а в России все еще не было своих авиаторов. Наконец весной 1910 года в Одессе состоялись полеты первого русского летчика Михаила Ефимова. Они произвели фурор. А Уточкин просто бредил полетами, мечтая подняться в небо, как птица. И случай подвернулся. Он увидел объявление о том, что в Одессу приехал воздухоплаватель Юзеф Древницкий, который собирается совершить полет на воздушном шаре. Уточкин уговорил его взять с собой.

Какую он испытал радость! Но тут же, как это часто бывает, последовала и неприятность: шар опустился в море, воздухоплавателей подхватил  дежурный катер. Уточкин потом шутил:

— Вот здорово: сразу две ванны — воздушная и морская.

Вскоре он вполне освоил воздушный шар и летал на нем не только над родным городом, но и над пирамидами Египта.

Чудо века

Первый полет на биплане Уточкин совершил 31 марте 1910 года в Одессе, сдав при этом экзамен членам Одесского аэроклуба на звание пилота-авиатора. Так он стал вторым авиатором в России после Ефимова. За всю жизнь совершил около 150 полетов.

В 1910-1911 годах Уточкин выполняет в городах России публичные полеты. Сотни тысяч людей шли посмотреть на чудо века — аэроплан, восхищались мужеством пилота. Многие зрители этого шоу потом связали свою жизнь с авиацией: Сергей Королев, Александр Микулин, Павел Сухой, Игорь Сикорский, Сергей Ильюшин, Николай Поликарпов.

В сентябре 1910 года в Петербурге прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания. В числе двенадцати спортсменов — одессит Уточкин. По словам корреспондента “Биржевых ведомостей”, он был “весь огненно-красный — и волосы, и ярко-песочный английский костюм. Широкое клетчатое пальто, котелок, съехавший набок. В умных глазах — затаившийся юмор. Одной небрежно оброненной фразой он был способен зажечь веселым смехом тысячную толпу. Это летун исключительно бесшабашной отваги”. В состязаниях на точность спуска первый приз получает Уточкин. У него же второе место за продолжительность полета и третье — за высоту полета.

«Лечу в Москву чай пить!»

В июле 1911 года состоялся первый в России перелет Петербург — Москва. Естественно, Уточкин стал его участником. По тем временам это был дальний и крайне трудный перелет. Из девяти авиаторов до цели долетел один Александр Васильев.

Уточкин первым взял старт с аэродрома.

— Лечу в Москву чай пить! — озорно прокричал он.

Он уже миновал Новгород и подлетал к Крестцам, когда пропеллер разлетелся на куски и самолет врезался в крутой берег реки. Пилот успел выпрыгнуть из машины, но был задет крылом и бесчувственный упал в воду. Местные крестьяне доставили его в больницу.

Отважному летчику и раньше приходилось переживать смертельно опасные минуты. В Екатеринославе ветер бросил аэроплан на деревья. В Ростове из-за остановки мотора машина упала и едва не погубила пилота. Опасное падение произошло недалеко от Бендер. Но на сей раз авария оказалась роковой. У летчика были переломы ноги, руки, ключицы, имелись тяжелые ушибы грудной клетки и головы.

Через месяц он вернулся в авиацию, но судьба уже приготовила ему дальнейшие неприятности. Самое тяжелое — постоянные головные боли и уход любимой жены к богатому одесскому финансисту и заводчику.

Еще в больнице, чтобы уменьшить ужасные боли, врачи впрыскивали ему морфий, давали кокаин. Выйдя из лечебницы, Уточкин уже не расставался со шприцем. Все это вместе сломало его психику. Летом 1913 года он попал в петроградскую психиатрическую больницу.

Никому не нужен

Осенью Уточкин вернулся в Одессу. Однако жить было негде, денег нет, семьи — тоже. Душевное состояние Уточкина передал его друг, знаменитый борец и авиатор Иван Заикин: “Сергей Исаевич пришел ко мне изможденный, нервный. Я любил его за энергию, за смелость в полетах, это был один из первых соколов нашей русской авиации. Теперь он был слабым физически и душевно человеком... Он сказал: “Как умели, так и послужили мы благородному делу — внедрению в русскую жизнь авиации. И вот за это я — нищий и бездомный. Прежние друзья не желают встречаться со мной. Кажется, пошел бы и бросился в море, но я этого не смогу сделать. Я уеду в Петербург, может быть, там пригожусь для любимого дела”.

Но и в столице — безденежье, одиночество, болезнь. Актер Алексей Алексеев писал: “Я встретил его на Невском. Он был еще более порывистый, еще сильнее возбужден. Вдруг он закричал, заулюлюкал и побежал вперед... Страшно и больно мне стало. Необходимо бы сплотиться и прийти на помощь Уточкину”.

Друзья обратились в совет Всероссийского аэроклуба, было выделено 600 рублей. Однако и эти деньги скоро закончились...

Летом 1915 года Уточкин пытается попасть в Зимний дворец к царю, чтобы “высказать полезные для отечества идеи”. Ведь уже шла Первая мировая война. Но его грубо выпроваживают. Пишет письмо к генерал-инспектору воздухоплавания и авиации, излагает “доктрины, которые можно приложить для использования неба в военных целях”. Автору даже не ответили.

Зимой 1915 года полуголодный, плохо одетый, Уточкин подхватил воспаление легких. Под самый новый 1916-й год, 31 декабря, он скончался. Сергею Исаевичу еще не исполнилось сорок...

 

Автор: Татьяна ХЛЕБНИКОВА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.