сегодня: 24 сентября, воскресенье
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 145 от 12 августа 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня





Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / ДИСКУССИЯ / В защиту ушедших

12.08.2008 , № 145 от 12 августа 2008 г.

за 27.06.2008 г. опубликована статья Владимира Богуна “Павлик Морозов... Так кто же кого предал?”. Учитывая продолжающееся, как верхоглядное, так и сознательное очернительство нашего прошлого и, что хуже, конкретных лиц, за которых никто из живших рядом вступиться не сможет, хочу поддержать автора известными мне сведениями.

ДЕЛО в том, что я в бытность свою секретарем одного из райкомов комсомола в Севастополе в начале 50-х годов лично знал Татьяну Семеновну Морозову — мать Павлика. В то время она жила в Алупке. Я был у нее дома и организовывал ее встречи с севастопольскими школьниками, расспрашивал и сам о трагедии. Прекрасно помню, как хорошо ее принимали дети с их особой чувствительностью к правде или лицемерию, как горели их глаза, когда звучал рассказ этой женщины.
В период подготовки развала СССР эта тема стала востребованной среди хулителей нашего прошлого. В 1989 году газета “Советская Россия” провела свое журналистское расследование. Были опубликованы результаты и многочисленные отклики, в том числе и тех, кто непосредственно видел, что происходило в уральской глубинке. В результате сложилась следующая картина. К 1932 году в селе Герасимовка Верх-Тавдинского рай­она Уральской (ныне Свердловской) области реальная власть принадлежала сельским богатеям. Это сказывалось на положении бедноты, к которой принадлежала и семья Морозовых.
После ухода отца из семьи, в которой, кроме матери и Павлика, было еще трое малолетних детей, жить стало совсем невмоготу. Семья голодала, постоянно подвергалась угрозе пойти по миру из-за домогательств деда, пытавшегося возвратить свое добро, выделенное семье его сына Трофима — отца Павлика. Беспросветная жизнь тринадцатилетнего крестьянского паренька, оказавшегося, по сути, главой семьи, не могла не привести его к единственно верной в тех условиях мысли: только объе­динение с другими бедняками сможет удержать их от неминуемого голода и батрачества.
К тому же вести о переменах в стране проникали и в глухую уральскую деревню. В том числе и благодаря рассказам приезжих учителей о советской власти и пионерском движении. Наиболее восприимчивыми к этим рассказам оказались дети. В их числе был и Павлик, которого не случайно называли Пашкой-коммунистом. Он, как мог, боролся за новую жизнь. Делал это открыто, за что подвергался угрозам и избиениям. Но от своих убеждений не отступал: все должны жить по справедливости. Каких-либо документов, подтверждающих вступление парня в пионеры, нет. Однако очевидцы не сомневаются, что Павлик был пионером по духу. А созданный образ Павлика Морозова не соответствует реальной судьбе подростка.
Ничем не подтвердился укоренившийся в общественном сознании факт сообщения Павлом уполномоченному по хлебозаготовкам о преступных деяниях отца — председателя сельсовета. Исследование показало, что сам уполномоченный впервые появился не в Герасимовке и не в уголовных делах, а лишь в книгах, вышедших после убийства мальчика и его брата Феди. Единственное выступление Павлика против отца на суде, где он, допрошенный как свидетель, открыто заявил, что отец, сам бедняк, бедняков не поддерживал, а будучи председателем сельсовета, “стоял горой за кулака”. Но именно исходя из придуманного факта “доклада” уполномоченному, Павлика Морозова сначала превратили в сусального героя, воспевая его в повестях, поэмах и даже песнях, а затем при иной конъюнктуре ниспровергли до уровня доносчика и предателя.
Следовательно, необходимо не развенчивание образа Павлика, не навешивание ярлыков на честного и бесстрашного мальчика, а правдивый подход, рассказ о крестьянском подростке, который искренне поверил в возможность новой, светлой жизни, во имя которой он боролся и погиб в глухой таежной деревне.

 

Автор: Александр МАРКОВ
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.