сегодня: 26 сентября, вторник
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 139 от 02 августа 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Сентябрь 2017 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

  Главная / КОМЕНТАРИИ / Великая стройка и великая ложь

02.08.2008 , № 139 от 02 августа 2008 г.

Великая  стройка  и  великая  ложь

2 АВГУСТА 1933 года был пущен в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Онежским озером

Семьдесят пять лет тому был открыт Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, сооружение которого стало одним из самых великих трудовых свершений первой пятилетки. Сбылись мечтания многих поколений русских людей. Стратегическое значение канала предвидел еще Петр І, при котором этот путь был назван Государевой дорогой. При царе Павле и позже на протяжении многих лет, с целью постройки канала, производились многие изыскания, составлялись проекты, даже учреждались акционерные общества. Но воплотить проект в реальность стало возможным только при советской власти. Причем всего за 20 месяцев!

Народнохозяйственное и военное значение канала было трудно переоценить. Водный путь из Ленинграда в Архангельск сократился на 4 тысячи километров. По каналу пошли крупнотоннажные суда смешанного типа (река — море). По нему были передислоцированы 10 эсминцев, 3 сторожевика и 26 подводных лодок. После этого тут же закончилась так называемая “тюленья война” и воровство англичанами и норвежцами советских биоресурсов на Севере. Особую роль сыграл канал в годы Великой Отечественной для снабжения фронта всем необходимым.

Ныне принято больше говорить не о трудовом и инженерном подвиге, совершенном в еще отсталой в то время стране, а о якобы имевших место значительных жертвах среди строителей канала, основную часть которых составляли заключенные. Тем не менее по завершении стройки многие ее участники из числа заключенных получили ордена, многим сокращены были сроки приговоров. Кроме того, немало заключенных за время строительства научились в вечерней школе грамоте и приобрели специальность... В числе восьми человек, награжденных орденом Ленина, был помощник начальника строительства Нафталий Аронович Френкель, ранее осужденный за преступление против государства на десять лет, и заместитель главного инженера строительства Казимир Адамович Вержбицкий, тоже осужденный по статье 58-7 за вредительство и досрочно освобожденный.

Как наши “оранжевые” демократы никак не могут сосчитать, сколько же конкретно украинцев было “целенаправленно уничтожено голодом”, жонглируя цифрами в десятки миллионов, точно так же и псевдодемократы “российского разлива” путаются в количестве “жертв коммунистического террора”, приводя разные абсурдные цифры. Например, Александр Яковлев говорил, что это 30 миллионов, Хакамада — 50, Немцов — 55, Евгения Альбац — 80, Солженицын — 106, Карякин — 120... Кто даст больше? Аналогичный разброс цифр наблюдается и при подсчете заключенных, якобы замученных непосильным трудом на строительстве Беломорканала.

Из наиболее трезвых оценок заслуживает внимания исследование о труде заключенных в сталинских лагерях кандидата исторических наук Михаила Морукова, изложенное в книге “Правда ГУЛАГа из круга первого”. Автор напоминает, что не Сталин, а император Александр II в 1879 году утвердил “Положение...”, где на основе опыта Запада и США вводился принудительный труд и что в 1886 году принудительный труд в России был введен для всех категорий осужденных.

Согласно Морукову, к началу Великой Отечественной в распоряжении НКВД было 1,68 миллиона трудоспособных заключенных. Всего в СССР в народном хозяйстве численность всех работников составляла 23,9 миллиона человек. Осужденные ГУЛАГа составляли тогда всего лишь 7-8 процентов от числа всех рабочих СССР. Заключенные использовались в основном на оборонных стройках в тех местах, где на бескрайних просторах СССР плотность населения была ничтожна.

Если говорить о цели труда самих заключенных, то тут все ясно: они должны сами кормить себя и перевоспитываться трудом. Исправительная система других способов не знает и по сей день. Что до кайла, то на строительстве ББК (Беломорско-Балтийского канала) было, по тем временам, достаточно много техники и оборудования. Как показывает автор, там было 100 тракторов, 5 экскаваторов, 36 компрессоров для отбойных молотков и бурения, 54 насоса, 20 километров узкоколейки и 4 паровоза, 124 станка для мехбазы, 50 автомобилей, 300 вагонеток и так далее. Широко использовалась конная тяга. Нашим современникам внушается, что в советской исправительной системе заключенные работали бесплатно и кормили их впроголодь. На самом деле им начислялась заработная плата, 50 процентов которой они получали на руки в виде особых карточек, которые можно было отоварить в коммерческом ларьке. А остальные деньги они получали наличными при освобождении. Бытует мнение, что основную массу заключенных составляли политические; что зэки гибли сотнями тысяч от голода и болезней и много других небылиц. В действительности же состав заключенных был весьма разнообразен. Большинство из них имели приговоры по статьям Уголовного кодекса. Особенно много было так называемых “тридцатипятников”, то есть осужденных по 35-й статье УК РСФСР. Наиболее часто встречались статьи: 72, 73, 78, 79, 82, 83, 107, 109, со 165 по 170, 217, 230. Это все статьи за хозяйственные, имущественные преступления, за нарушение закона об отделении церкви от государства, должностной подлог, спекуляцию, побег из мест заключения, злоупотребление служебным положением, незаконное хранение огнестрельного оружия. Сидели здесь и по 58-й статье и по тяжкой 59-й (“особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления”, бандитизм). Так что использование одной лишь черной краски в описании грандиозного свершения первых лет социалистического строительства можно назвать умышленной фальсификацией. По выражению Максима Горького, грандиозная стойка Беломорканала стала уникальной мастерской по перековке людей.

 

Автор: Виктор МИХАЙЛОВ.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.