сегодня: 18 июля, среда
карта сайта обратная связь расширенный поиск
 искать

Выпуск № 137 от 31 июля 2008 г.

 
Регистрация Вход
ПЕРВАЯ ПОЛОСА ВЛАСТЬ ПОЛИТИКА РЕГИОНЫ ЖИЗНЬ РЕКЛАМА ПАРТНЁРЫ КОНТАКТЫ ПОДПИСКА
Подписаться на наше издание через Интернет можно на сайте ГП "Пресса" www.presa.ua с помощью сервиса "Подписаться On-line"
Акценты дня




Архив

  « Июль 2018 »  
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

  Главная / НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ / Виртуозная кисть Мелихова

31.07.2008 , № 137 от 31 июля 2008 г.

Виртуозная  кисть  Мелихова

Выставки

К 100-летию со дня рождения выдающегося украинского живописца Георгия Степановича Мелихова в стенах Национального художественного музея открылась юбилейная выставка живописных работ мастера.

ДЛЯ большинства соотечественников имя Георгия Мелихова связано в первую очередь с его монументальным полотном “Молодой Шевченко в мастерской Карла Брюллова” (1947), отмеченным Государственной премией и ставшим классикой национального изобразительного искусства. Значение этой картины не исчерпывается тем, что она стала символом своего времени и его проявлением. Главное в картине — правда конкретной жизненной ситуации, искреннее уважение к ее известным героям, отношения между которыми были свидетельством дружбы народов. Все это позволяет называть полотно лучшим живописным произведением, посвященным Тарасу Шевченко. Эта работа соответствует эпическому характеру творческой манеры автора.

Георгий Мелихов принадлежит к поколению художников, творческий путь которых начинался в 30-х годах прошлого века. В этот период темы и жанры были регламентированы единым для всей культуры методом соцреализма. Однако творчество Мелихова стало подтверждением того, что мастер может быть верен самому себе, без патетики и фальши рассказывая о событиях прошлого и о своей эпохе.

Первым педагогом Мелихова был воспитанник Петербургской академии художеств, ученик Ильи Репина, впоследствии профессор Харьковского художественного института М.С.Федоришин, школу которого он с благодарностью вспоминал долгие годы. В студенческие годы для летней практики Георгий Степанович выбирал труднодоступные самобытные районы страны: Алтай, Кавказские горы, реку Катунь. Окончание Киевского художественного института совпало с началом Великой Отечественной войны, художник прошел через ее пламя солдатом. Его рисунки той поры запечатлели суровые военные будни, и сейчас, спустя 60 лет, это бесценные свидетельства эпохи. Звание художника он получил за серию портретов, написанных в годы войны.

В послевоенные годы профессиональная судьба художника складывалась удачно, у него было много официальных заказов. Отдавая предпочтение тематическим картинам, Мелихов работал во всех жанрах. Он обогатил отечественную живопись виртуозными натюрмортами, им написано много превосходных пейзажей. Георгий Степанович запечатлел непреходящую красоту Карпат, Крыма, Черниговский и Полтавский край. Серия армянских пейзажей характерна выразительностью живописной фактуры, светотеневыми контрастами, энергичностью мазков. Совсем иное решение художник находил для пейзажей родной земли: они более созерцательно-лиричные. Любовь художника к этому жанру сочеталась у него с увлечением  дальними путешествиями. Он делал творческие зарисовки в Италии, Франции, Англии, Испании, отдавая предпочтение мотивам морского побережья, дороги, где ему удавалось добиться особой динамичности изображения.

Портреты, в которых художник представляет своих современников, всегда отличаются четкой индивидуализацией образов, как, например, портрет писателя М.Стельмаха, матери партизана М.Доценко. Портрет художницы Э.Мартыновой “Дама в голубом” был написан после печально известной кампании по осуждению “буржуазного упадочного искусства, формализма и эстетизма”. Однако эту работу можно считать манифестом художника, где он решительно продемонстрировал собственный вкус и увлечение эстетикой “Мира искусства”, свободу творчества.

Наследуя традиции предыдущих эпох, Георгий Мелихов продолжал художественные поиски, и его творчество стало самобытным явлением национальной культуры ХХ века.

 

Автор: Наталья КАМЫНИНА.
КОММЕНТИРОВАТЬ комментариев: 0
 
 
 
   
© Рабочая Газета, 2008-2010.